В урочище Босжира на велосипеде

В конце августа слетал на неделю в Западный Казахстан. Совершил небольшой сольный велопоход в районе полуострова Мангышлак. Планировали с супругой нечто подобное на 2020 год, но тогда Казахстан закрыли из-за COVID-19. Теперь поехал один.

Посмотреть трек маршрута

 


Протяженность маршрута
- 222 км, из них грунтовые дороги - 112 км, асфальт – 110 км.

Нитка пройденного маршрута: ст. Сай-Отес – Бект-Ата – ур.Босжира – Шопан-Ата – г.Узень

Заброска на маршрут самолетом в аэропорт Актау, далее на такси до ст.Мангистау. Оттуда планировал добраться до Сай-Отес поездом.  На Сай-Отес ходят 3-4 поезда в сутки (количество смотри на сайте ж/д Казахстана https://www.railways.kz/ru/). Однако оказалось, что провоз велосипеда официально возможен только по багажному билету, который оформляют до 18:00.
Я же быть там раньше18.30 физически не мог. Неофициально договориться о провозе велосипеда напрямую с бригадиром поезда, что отправлялся в 22:50,  мне тоже не удалось. Поэтому в Сай-Отес уехал на такси. Стоянка таксистов напротив вокзала.
Выброска. От г.Узень до г.Жанаозен добирался на попутном УАЗике. Из Жанаозена в Актау уехал на такси. (Координаты стоянки таксистов - 43.345933, 52.838633)

Транспортное средство - велосипед Merida Crossway 40-V (модель 2014 г.) Покрышки с антипрокольным слоем, 3 багажника: задний (под велорюкзак-штаны), передний под сумки для воды и еще один над передним колесом.
Проколов и поломок не было.

 Почва в степи – глина и суглинок. В конце августа-начале сентября дождей здесь почти не бывает. Потому покрытие твердое, передвигаться по малоезженым дорогам даже на узкой резине вполне комфортно. Там же, где часто ездят автомашины или проходят табуны лошадей, глина перетирается в порошок и появляется «пухляк». На перегоне Сай-Отес – Бекет-Ата участков с «пухляком» было немного, причем толщина его была всего 2-3 см и не сильно мешала движению.
А вот на отдельных участках дорог в урочище Босжира и на Сенек, со слов местных жителей, есть участки труднопроходимого «пухляка».  Якобы такие, что их могут преодолеть только полноприводные машины. Я до конца в это не поверил, но рисковать не стал – на Жанаозен поехал по асфальту, через Шопан-Ата. Кстати, асфальт от Бекет-Ата совсем новый, уложили его только 2021 году рядом со старым грейдером на Узень.
Что касается весны. В апреле-мае дожди здесь вполне реальны, движение по глинистым грунтовкам после длительного дождя крайне затруднено. Так, Сергею Шонину (https://vk.com/sergei_shonin ) в апреле 2016 года часть дороги на Сенек пришлось преодолевать пешком.

Ветровая нагрузка. На протяжении почти всего маршрута был штиль. Что, в принципе, нехарактерно для этих мест.

Температура воздуха в тени на маршруте была перед восходом солнца около14-18*С, к 10:00 обычно поднималась до 25-30*С, днем доходила до 43*С. После заката постепенно понижалась до 30*С примерно к 23:00.

Тактика прохождения маршрута исключала движение в моменты максимально солнечного излучения. Так, подъем у меня был еще до утренних сумерек и стартовал я обычно с их наступлением, в районе 06:00-06:30. Примерно в 10:00 обустраивал дневную стоянку в тени. Вечером движение начинал около 18:00, на ночевку вставал сразу после заката (около 20:00), стоянку оборудовал уже во время вечерних сумерек.

Движение утром эффективнее, оно проходит в более комфортных условиях. Вечером же, хотя  солнечная активность и снижается, воздействие высоких температур воздуха на организм остается до самого заката. Объективный контроль это подтверждает. Так, пульсометр у меня показывал, что при примерно одинаковых физических нагрузках частота сердечных сокращений утром на 25-30 ударов в минуту меньше, нежели вечером.

Дневные стоянки. Первую из них пришлось сделать всего в пяти километрах от Сай-Отеса.  Утро стартового дня потратил на сборку велосипеда и дневная жара вынудила меня встать прямо в степи. Тень создал велочехлом, перекинутым через велосипед и удерживаемый оттяжками. Ощущается, что чехол хоть немного, но пропускает солнечное излучение. Поэтому под чехлом от руля к седлу натянул второй слой защиты из флиски. Лежа на коврике и читая книгу, вполне нормально переждал дневную жару. Правда, переставлял пару раз велосипед вслед за движением солнца.

Добавлю, что подножка, удерживающая велосипед в вертикальном положении, оказалась весьма полезной. Во-первых, она делала более устойчивой конструкцию с искусственной тенью. А во-вторых, при кратковременных остановках можно было, присев на землю, спрятаться в тени велорюкзака.
Вторую дневную стоянку устроил у стены разрушенной кошары.

Третья и четвертая дневные стоянки были у меня в "цивилизации", в Бекет-Ата и Шопан-Ата, соответственно.
Пятую стоянку не устраивал, успел до жары приехать в Узень. Оттуда выбирался в Актау автотранспортом.

Потребление воды. На первый, степной, участок маршрута я запланировал три ходовых дня. Приготовил воду из расчета 4 литра в сутки плюс аварийный запас в 1,5 литра.
По завершению этого участка сделал для себя следующие выводы:

  1. При таких температурах и выбранной тактике передвижения взятый запас воды является минимально достаточным. Относительно комфортно иметь не менее 4,5 л/сутки + аварийный резерв 1,5 л.
  2. Нежелательно планировать передвижение с жестким ограничением потребления воды на срок более трех суток. Как минимум на четвертый день должна быть возможность свободного приема воды, чтобы восстановить водный баланс в организме.
    На серьезный недостаток воды в организме указывает темный цвет и сильный запах мочи.
  3. Необходимо следить и за восстановлением солей в организме. Вымываемые с потом соли можно восполнить разведенным в воде Регидроном (пакет в 19 г на 1,2-1,5  литра, например, на 2 велофляги). Как вариант, может подойти газированная минералка.
  4. Одним из признаков нарушения водно-солевого баланса в организме и необходимости его восстановления может являться легкое головокружение, появляющееся в момент или сразу после приема воды. По моему мнению, это реакция моего организма (возможно, сугубо индивидуальная) на загустевание крови от дефицита воды. В этом случае, видимо, помогают препараты, разжижающие кровь (расширяющие сосуды головного мозга). Но я не медик, проверять свою гипотезу экспериментом не стал.
  5. Еще головокружение - один из признаков наступающего теплового удара, но там имеется более точный маркер - состояние кожи тела (она становится прохладной и липкой).
  6. Во время приемов пищи (завтрак, обед, ужин) я потреблял примерно 2 литра воды в сутки. Это учитывая воду, впитавшуюся в крупы при их варке. Оставшиеся 2 литра воды пил небольшими порциями, примерно по 30 мл, через 7-10 минут. Сразу не проглатывал, сначала полоскал рот. В среднем уходило около 200 мл в час.  В движении чуть больше, на лежке в тени - меньше. Мне воды хватило. Однако, повторюсь, при таком потреблении дефицит воды в организме все равно нарастает. И устранить этот дефицит хотя бы после трех дней ограничений жизненно важно

В Актау и окрестностях не продается вода в двухлитровых бутылках, только в "полтарашках" или меньше. А мне удобнее транспортировать воду именно в двухлитровых. Пришлось везти их из России, благо пустые ПЭТ-бутылки почти ничего не весят.


Элементы экипировки для защиты от солнца.
Для движения на маршруте использовал белую свободную хлопчатобумажную рубашку с длинным рукавом и свободные льняные брюки. На голове почти все время была легкая шляпа с широкими полями. Под шлем приготовил косынку, которая при движении должна защищать от солнца уши и шею. Однако ею пользовался мало, почти весь маршрут проехал в шляпе.

Меры безопасности в условиях жесткого солнечного излучения и высоких температур воздуха. Чтобы все нюансы подробно не расписывать, свои рекомендации я изложил на отдельном рисунке.
Добавлю, что контролировать свое состояние необходимо постоянно.
Как пример, ситуация, сложившаяся со мной на перегоне ур.Бозжира – Шопан-Ата. Утром того дня из-за лицезрения красот урочища я задержался со стартом. Потому, когда было необходимо вставать на дневную стоянку, до Шопан-Ата оставалось еще около часа езды. Температура за 35*С, солнце жарит. Решил все же продолжить движение. За что чуть было не поплатился. Не доезжая буквально двух километров до Шопан-Ата, на очередном подъёмчике почувствовал головокружение. Пощупал руки у локтей – прохладные и липкие. Явные признаки наступающего теплового удара. Срочно в тень велорюкзака, умываться, холодный компресс на голову, обильное питье, сладкие конфеты в рот. Пришло облегчение, и я минут через 15 аккуратно продолжил движение. Последние 700 метров шел пешком.
Кстати, хорошим компрессом служит обычная влажная гигиеническая салфетка. Положенная, например, на лоб, она дает около 10-12 минут интенсивного охлаждения.

Аптечка. Её состав на рисунке ниже. Возможно, она несколько избыточна. Настаивать не буду, не медик. Из аптечки на маршруте использовал только крем-бальзам "Спецмазь", устранял опрелость кожи в паху.
Считаю, что зря не воспользовался регидроном. Признаки нарушения водно-солевого баланса у меня были. Хотя бы один пакетик стоило развести.
Продукты на маршрут подбирал таким образом, чтобы наиболее рационально использовать воду. Супы, картофель, сушеное мясо и молоко разводил в кипятке. Варил только рис и гречку в порционных пакетиках. Алгоритм варки следующий: кипятил 600 мл воды, отливал в кружку 240 мл на чай (кофе, каркаде), в оставшихся 360 мл варил крупу. После извлечения пакета в котелке оставалось еще около 200 мл отвара. Им можно вымыть посуду, а при дефиците воды можно и выпить. Я попробовал, в остатках воды после гречки заварил черный чай, а после риса – растворимый кофе с молоком. Вкус своеобразный, но пить можно. Получаем добавок влаги в организм не менее 400 мл в сутки.
Посуду в этом случае чистим влажной гигиенической салфеткой.

Валюта. Прилетать в Актау удобнее с наличными рублями. Поменять их на теньге и обратно можно в аэропорту, пункт обмена там работает круглосуточно. Также обмен возможен в банках Актау и Жанаозена, но уже во время их работы.
Готовы поменять валюту или принять в оплату рубли и некоторые таксисты.
К сведению, существует возможность снять наличку с пластиковых карт некоторых российских банков. Какие это банки, я не знаю, не выяснял.

Для поездки в Казахстан рекомендовано иметь страховку. Согласно ФЗ № 155 от 29 июня 2015 года, в случае отсутствия договора страхования расходы на оплату медицинской помощи за рубежом несёт сам гражданин.

Общение с местными жителями. Практически все население этого района составляют казахи. Русских я встретил буквально единицы и только в Актау. Тем не менее почти все неплохо говорят по-русски. Некоторые даже на хорошем литературном языке.
Те казахи, что мне встречались – весьма доброжелательный и гостеприимный народ. Предлагали воду и еду на маршруте, готовы были на машине отвезти в населёнку, приглашали к себе домой отдохнуть и попить с ними чай. Я, правда, вежливо отказывался.

Для казахов Бекет-Ата и Шопан-Ата – святыни. Такие, что до Бекет-Ата проложили асфальт. Сюда приезжают казахи, наверное, со всего бывшего СССР. По крайней мере, паломники из Питера и Оренбурга там были при мне. 
Показательно то, как там встречают гостей. Примут любого: мусульманина, христианина, иудея, атеиста – «Веры разные, а Бог один». Напоят чаем, если голоден – накормят, есть возможность полежать, отдохнуть или переночевать, «Любой гость – от Бога». Причем все это предоставляется людям бесплатно. Как все это организовано финансово, я не знаю, но явно, что государственная поддержка здесь присутствует.

Несколько фотографий с маршрута

Вид на долину от Бекет-Ата

Здание для приема гостей в Бекет-Ата
Урочище Босжира на закате
Единственный дикорастущий куст на всем маршруте




15.09.2022 22:12 • Админ