От Эльтона на Баскунчак

В начале сентября неделю провел в степях Нижнего Поволжья. В одиночку прокатился на велосипеде от одного солончакового озера Эльтон до второго такого же озера Баскунчак.

Протяженность маршрута - 225 км, из них грунтовые дороги - 160 км.

Нитка пройденного маршрута: ст. Эльтон - р. Сорочья Балка - оз. Эльтон - с. Приозерное - пос. Бол. Симкин - кош. Калашникова - р. Сухая Балка - урочище Зубричево - Ахтубинск - пос. Нижний Баскунчак - г. Большое Богдо - ст. Верхний Баскунчак

По ходу маршрута пришлось внести изменения в первоначальные планы.
Так, я рассчитывал со старта прокатиться на север от оз. Эльтон до Биологической Балки, и далее, до пресного Чапаевского пруда. Однако, в середине августа эти места были официально закрыты для посещения из-за высокой пожарной опасности.
Также, посетив музей в Нижнем Баскунчаке и посмотрев там фотографии нынешнего состояния Зеленого Сада, отказался от посещения этой бывшей опытной станции. Не захотел смотреть на убогие остатки былого цветущего великолепия.

Заброска на маршрут поездом до ст. Эльтон, стоянка поезда 2 минуты.
Выброска со ст. В.Баскунчак, стоянка поезда 15 минут.

Транспортное средство - велосипед Merida Crossway 40-V. Аппарат давно укомплектован полноразмерными крыльями, покрышками с антипрокольным слоем, 3-мя багажниками: задним (под монообъемный велорюкзак-штаны), передним сдвоенным на вилку (под сумки для воды, описание – здесь) и еще одним небольшим над передним колесом.
Именно в такой комплектации велосипед и ушел на маршрут.
Проколов колес не было. Поломки было две: сломалась стойка заднего багажника и одна спица выскочила из отверстия в ступице.

Почва в степи – глина и суглинок, движение по грунтовкам после длительного дождя крайне затруднено. Для планирования своих передвижений необходимо учитывать прогноз погоды.

По статистике последних лет, в начале сентября преобладает ветер с северных (С, С-З, С-В) направлений.

Температура воздуха на маршруте прогнозировалась от 6-8*С ночью до 20-22*С днем. Исходя из прогноза принял расход воды при планируемой нагрузке около 3 литров в сутки, в том числе 0,5 литра газированной минералки.
Воду для питья и готовки на степной части маршрута можно найти в Приозерном, Бол.Симкине, у хозяев кошары Калашникова.
Однако, я решил брать только бутилированную воду из магазина. Поэтому всю воду на перегон до Ахтубинска вез с собой из Эльтона. Запланировал на этот участок 2-2,5 ходовых дня, еще один день добавил, как резервный. Всего взял 12 литров воды с расчетом на четыре дня. Потратил же меньше 8 литров за неполных три дня. Считаю, что я тут несколько перестраховался, но поступил правильно.
В подтверждение этого заключения замечу, что именно на этом участке произошло два события, снизившие скорость моего передвижения по маршруту.
Первое событие. Сломалась стойка багажника Stels. У моей модели багажника есть конструктивный недостаток – окончание стойки расплющено в месте отверстия под болт крепления. Если алюминий багажника достаточно пластичен, то это не страшно. Но если он хрупкий, то жди поломки. Именно это и произошло у меня. В месте перехода трубчатой части в плоскую одна стойка обломилась, а на второй появилась трещина.
Вылечил багажник широким самодельным хомутом в виде трубки с замком. Хомут можно изготовить из обычной консервной банки. У меня же был кусочек листовой оцинковки. Хомут укрепил скруткой из проволоки. Смещение по вертикали нейтрализовал капроновой веревкой. Не дожидаясь проблем со второй стойкой, аналогичные работы провел и на ней.
Поломка произошла под вечер, пришлось раньше становиться на ночь. Возиться в сумерках не стал. Утром потратил на ремонт багажника около часа.

Второе событие. В середине одного из ходовых дней почувствовал боль в ноге. Ощущение такое, что потянул мышцу. Снизил нагрузку, перейдя на более легкие передачи, иногда просто шел пешком. Чтобы сильно не напрягать ногу, очень рано встал на ночевку. Комплекс действий (немулекс внутрь, нурофен наружу, эластичный бинт, покой вечером, утром тщательный разогрев мышц и спецмазь с пихтовым маслом через пару часов движения) сняли болевые ощущения. Правда, до конца маршрута я старался не давать серьезной нагрузки на эту ногу.
Как бы то не было, несколько часов к времени передвижения тоже добавилось.
Вывод. Не стоит рисковать, воду надо брать с запасом. Особенно в условиях отсутствия сотовой связи на маршруте. От непредвиденных случаев никто не застрахован. Возможно, даже придется выбираться к людям пешком. Запас воды даст дополнительное время на спокойное решение возникших проблем.

Продукты на маршрут подбирал таким образом, чтобы наиболее рационально использовать воду. Так супы, картофель, сушеное мясо просто разводил в кипятке. Крупы, рис и гречка, были взяты в порционных пакетиках. Для варки одного пакета в моей посуде воды необходимо всего 400 мл, из которых около 280 мл забирают сами крупы. Оставшихся 120 мл воды как раз хватает на то, чтобы сполоснуть котелок и вымыть крышку котелка, которую я использую как тарелку.
Завтрак и ужин готовил в тамбуре палатки, басковская REACH 2 позволяет это делать с комфортом. Даже со стоящим там велосипедом.


Свой маршрут я прокладывал по космоснимкам. Выбирал наиболее наезженные дороги между 5-тикилометровой пограничной полосой и мишенным полем Ахтубинского авиаполигона. В целом все получилось неплохо. Однако, некоторые здания на подъезде к Ахтубинску, рядом с которыми пролегал мой путь, оказались принадлежащими воинской части именно этого полигона. Пришлось выслушать серьезное внушение от командира части. Но пропустили далее без каких-либо последствий.
Считаю, что если у вас все нормально, то эту воинскую часть следует объезжать восточнее. На северо-запад от нее расположено мишенное поле и туда сбрасывают свой боезапас самолеты. Ракеты или бомбы, я так и не понял, но взрывы видны за много километров.
В то же время, в случае аварийной ситуации, именно в воинской части быстрее всего смогут оказать вам помощь. Отсюда до Ахтубинска еще около 15 км.


Эта поездка была первым моим походом в одиночку. Являлась своеобразной проверкой того, насколько мне подходят подобные маршруты.

Могу сказать, что ни эйфории, ни разочарования от того, что был один на маршруте я не испытал. Особо не скучал. В свободное время читал, а при движении слушал аудиокниги.

Однако, одиночество выявило интересный момент. Маршрут несложный, отсутствие адреналина в таких походах обычно компенсировалось общением, сменой окружающей обстановки. Здесь же не было ни того, ни другого. Так, что я даже немного обрадовался, когда в степи потянул ногу и на велосипеде сломался багажник. Пути решения этих проблем были для меня очевидны. К тому же, имелся запас по времени. Поэтому я был спокоен. А вот разнообразия в несколько нудном течении похода, мне как раз и не хватало.

Взаимоотношения с пограничной службой.
Гражданину России при нахождении за пределами 5-тикилометровой полосы достаточно иметь при себе только паспорт РФ. Чтобы попасть в зону 5 км, необходимо получить соответствующий пропуск. Заказать его можно на сайте госуслуг https://www.gosuslugi.ru  В поиске на этом портале необходимо набрать "Получение индивидуального пропуска для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону". Далее следовать инструкциям с сайта.
Пропуск имеет бумажный формат, поэтому способ его получения лучше указать почтой на конкретный адрес. Соответственно, оформлением пропуска следует озаботится заранее.
Если планируете попадать в зону 5 км и в Астраханской и в Волгоградской областях, необходимо подавать два заявления, в каждое региональное управление погранслужбы отдельно.
При подаче заявления указывайте конкретные точки в 5-тикилометровой зоне. Например, урочище Бабкин сад, кош. Морозова. Имеет смысл приложить скан карты с ниткой своего маршрута. 

Зарегистрировать группу (одиночного путешественника) можно на сайте МЧСhttps://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups 
Будут реально отслеживать передвижение группы по маршруту. Мне, например, звонили раз в сутки, интересовались: "Как дела?". А когда в степи я оказался вне зоны доступа, звонок прошел супруге. Её контакт был указан при регистрации.

Ниже несколько фотографий по этому маршруту.

Сорочья Балка
На берегу озера Эльтон

Зимний пейзаж в начале осени

Закат в степи

Долина реки Соленой

Урочище Зубричево

Гора Большое Богдо

Озеро Баскунчак

 Еще несколько фотографий можно посмотреть в фотогалерее.
Файлы с наработками по маршруту (треки, карты, график движения и т.п.) можно скачать здесь
 

 

14.09.2021 22:51 • Админ