Предыстория.
Скажи мне кто-нибудь несколько лет назад, что я буду задумываться об изготовлении катамарана для походов не выше 3 к.с., я бы высмеял такого человека: «Бери «пятерочный» кат и сплавляйся, где хочешь! Зачем плодить суда?!»
Появление внучки, возможность расширить географию и сезонность сплавов как-то незаметно изменили мое мнение. И как оказалось, новый кат со своим набором характеристик нашей семье был просто необходим.
От катамарана требовалось:
- грузоподъемность не ниже 600-650 кг,
- хорошая обитаемость,
- простая и быстрая сборка-разборка и сушка (для ПВД),
- возможность сплава по рекам до 3 к.с,
- возможность разумного плавания по прибрежным водам больших озер и морей,
- возможность использования мотовесла,
- вес и конструктив катамарана должен позволять четырем человекам провезти всё походное снаряжение (в том числе и лодочный мотор) в самолете, уложившись в нормы бесплатного провоза багажа.
Реализация этих требований позволяла бы нашей семье в течение года совершить немалое количество несложных походов, было бы желание. Например, сплав на Балканах в мае, каботажку в Мраморном море на июньские праздники, двоечку в Карелии летом, Андаманское море в январе. Я уже не говорю о множестве ПВД-шек на водных объектах средней полосы России.
Для информации.
Большинство авиакомпаний мира устанавливает следующие требования бесплатного провоза багажа и ручной клади экономклассом:
- в багаж одно место весом не более 20-23 кг и габаритами до 158 см по сумме трех измерений,
- в салон одно место весом не более 8-10 кг и габаритами до 115 см (обычно 55х40х20 см)
Теперь собственно о катамаране.
Основу любого катамарана - баллоны я выбрал В-530С от Мастеркат.
Их достоинства под наши задачи:
- однослойная конструкция, для «боеготовности» надо только надуть, сушка после эксплуатации занимает всего несколько минут,
– достаточная прочность материала,
- две секции в баллоне для безопасности сплава,
- грузоподъемность 600 кг,
- диаметр баллонов позволяет установить мотор с короткой ногой (Yamaha 2cmhs),
- форма кормы является компромиссом между сплавным и моторным катамараном,
- вес одного баллона с нашими креплениями 10,1 кг.
Крепление к раме было специально выбрано на шнуровке. Для рамы на кницах, считаю, это оптимальный вариант.
Рама и её упаковка.
Изготовление рамы я заказывал по своим размерам в Рафтмастер. Рама на несъемных металлических кницах и на скрутках. Она хорошо держит размеры в своей плоскости, в меру эластична в поперечной плоскости. Надежная.
Можно было заказать подобную раму в Вольном Ветре, но на пластиковых кницах и болтовом соединении. Исходя из своего опыта, выбрал более надежную конструкцию на скрутках.
Площадь рамы 1,9м х 3,6 м. Расстояние между поперечинами по осям 90 см.
Длина одного элемента не более 1 метра.
В комплекте с 4-мя веслами TNP 505.2, всеми вязками, скрутками, чальными концами, трубами транца, ремнабором и палубой катамарана упаковывается в «брусок» весом 22,7 кг и габаритами меньше 158 см по сумме трех измерений, а именно 102х22х31 см.
Для придания формы был сшит специальный чехол, стягивающий послойно элементы рамы. При нежелании шить чехол эти элементы рамы можно также послойно собрать с помощью скотча.
Что касается палубы. Для сплава по спокойным речкам она изготовлена сплошной из ПВХ 620 г/м2. Для сложных речек и моря буду делать ячеистую палубу, способную пропускать сквозь себя попавшую на неё воду.
Транец под Yamaha 2cmhs.
Изготовлен из куска «морской» фанеры 200х130х27 мм, двух лопастей и двух грифов от старых дюралевых весел. Крепится двумя U-образными хомутами М8 к последней поперечине рамы и двумя стропами с пряжками 25 мм к предпоследней поперечине. Эти же стропы при транспортировке стягивают обернутую вокруг каркаса палубу.
Грифы весла пришлось укоротить на 2,5 см с каждой стороны, чтобы получить необходимую длину в 1 метр. Длина трубной части транца, одеваемая на грифы, составила 21 см.
Такая длина позволяет наклонять данный мотор до фиксации, не разворачивая его на 90*. Сами грифы пакуются вместе с рамой. Оставшаяся часть – с мотором.
Разрешение на перевозку мотора.
Его получаем от авиакомпании по электронной почте еще до покупки билетов.
Пример моего письма в турецкие авиалинии:
«Собираемся в июне 2014 года воспользоваться услугами Вашей авиакомпании для перелета в … и обратно.
В обоих случаях планируем везти в багаже маленький лодочный бензиновый мотор Yamaha 2cmhs, вес 10 кг, мощность 2 л.с
Бензин из топливной системы будет слит, сама система будет продута сжатым воздухом и просушена, запах бензина будет отсутствовать.
Прошу подтвердить возможность такой перевозки.
Если есть еще какие-либо дополнительные условия, прошу сообщить.
С уважением, …
Для информации: я уже подобным образом провозил мотор рейсами авиакомпании Air Serbia, а мой товарищ рейсами авиакомпании AirFrance. »
Ответ положительный.
Добавлено в декабре 2016 года
При перевозке мотора рейсами Аэрофлота теперь требуется письмо или акт выполненных работ от сервисных центров по обслуживанию лодочных моторов.
При провозе мотора в Таиланд мы предъявляли на бланке сервисного центра письмо следующего содержания:
"ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Сообщаем, что механиками сервисного центра произведены работы по подготовке мотора Yamaha 2CMH номер двигателя .............. к транспортировке, а именно:
• Из мотора и редуктора слиты все технологические жидкости;
• Откачено топливо и произведена промывка, осушение, и удаление топливных паров в топливном баке;
• Топливная система так же освобождена от топливной смеси;
• Топливная и смазочная система мотора не содержат технологических жидкостей;
• Все топливо и маслопроводы герметичны и надежно присоединены к двигателю.
Владелец - ........
Лодочный мотор - Yamaha 2CMH
Номер двигателя - ...................
Мотор подготовлен и готов к транспортировке любым видом транспорта, включая воздушный.
Генеральный директор ............
Печать, подпись, дата"
Подготовка мотора к транспортировке, слив бензина.
- Снять кожух головы – 10 винтов
- Перекрыть краник подачи бензина из бака.
- Открутить винт снизу поплавковой камеры карбюратора, быть готовым, что сольется около 30 мл бензина.
- Отсоединить шланг подачи топлива от карбюратора, открыть краник подачи топлива и слить его остатки из бачка в заранее приготовленную емкость. Продуть (можно ртом) карбюратор и шланг.
- Промыть бачок водой. Продуть еще раз шланг подачи, но уже от воды.
- Собрать мотор в обратном порядке
- Слегка уловимый запах бензина все же остается. Поэтому мотор надо оставить на ночь с открытой горловиной на балконе или в ванной комнате для вентиляции бачка.
- При упаковке к открытой горловине бачка приложить целлофановый пакет, перекрывающий выход остаткам запаха.
Масло для бензина разливается в пластиковые бутылочки емкостью 100 мл. Собирал их специально, чтобы разбавлять ровно 5 литров бензина.Пробка обычная, как у «полторашки», дублируется изолентой. Бутылочки везутся в другом месте багажа отдельно от мотора – меньше вопросов при досмотре.
Упаковка мотора.
Задача была решена следующим образом.
- Снята и привязана под голову мотора пробка бензобака.
- Не менее чем на высоту горловины и с отверстием под неё вырезаны прокладки из туристского коврика (или подобного материала). Они чуть больше по размеру верхней поверхности кожуха мотора. Еще одной прокладкой с вырезами защищаются рычажки управления мотором. Прокладки зафиксированы от смещения скотчем.
- С помощью скотча из коврика изготовлен кожух высотой 29 см на голову мотора.
-Между кожухом и головой еще один защитный слой. Со стороны торчащего болта ручки управления мотором проложен «пендель» из очень плотного пенополиэтилена, с противоположной – обычный. В узкие части и на горловину засунуты подходящие по размеру обрезки пенки.
- К ноге мотора стропами с пряжками через пенку прикручен транец.
- Вся конструкция засунута в 100-литровый драйбег от Вольного Ветра. Именно 100-литровый имеет подходящие габариты дна и нужную высоту.
- Между ногой мотора и широкими стенками драйбега вставлено два туристских ковра сложенных гармошкой в 5 слоев (по 36 см).
- Остающееся пространство забивается подходящим барахлом до необходимого веса.
- На остриё ноги мотора кладется еще один жесткий «пендель», он же опирается на гармошки ковриков
- Горловина драйбега скручивается, но пряжки горловины не соединяются между собой, а растягиваются по бортам тонкой веревкой к нижним полукольцам. Этим действием придается необходимая форма драйбегу. Получатся размеры 92х40х22 см, т.е. сумма меньше 158 см.
- Для защиты драйбега от потертостей оборачиваем его стрейч-пленкой в несколько слоев.
Оставшееся снаряжение необходимо распределить между двумя местами багажа и четырьмя местами ручной клади.
Для ручной клади шьем сумки размером 55х40х20 см из легкого малопромокаемого материала.
В две из них засовываем специально сложенные и обрезанные по ширине до 55 см третий и четвертый туристские ковры.
Для багажа можно взять рюкзаки подходящего размера. А можно использовать драйбеги 120 литров, сэкономить на весе рюкзаков.
Об упаковке баллонов.
Вес одного баллона получился 10.1 кг, оба их удобно паковать в один драйбег 120 л, немного добавив снаряги до 23 кг.
В части авиакомпаний, где норма ручной клади 10 кг, можно провезти баллоны и в салоне самолета. На сто грамм перевеса никто при регистрации не обращает внимания.
В поездке на Балканы один баллон мы паковали в багаж, а второй везли в салоне, как ручную кладь. Причем без сумки, просто стянув до нужных габаритов стропой и обернув стрейч-пленкой.
Итоги.
Подводя итоги, сообщу, что данная конкретная комбинация «баллоны + каркас + мотор» позволяет четверым людям не напрягаясь уложиться в «бесплатные» самолетные нормы.
Поездка на Балканы это полностью подтвердила.
Добавлено в марте 2018 года:
Если же имеется возможность закупить продукты на месте стапеля и несколько ограничить личные вещи экипажа, то такая перевозка возможна и для трех человек.
В качестве примера - наша поездка в Таиланд
Я понимаю, что здесь приведено решение конкретной задачи для конкретной семьи.
Но быть может кому-то такая информация все же будет полезна.