Опыт использования монобаллонного катамарана

Уже четвертый сезон служит нам "детский" катамаран в монобаллонном исполнении. Пора подводить некоторые итоги.
Не скажу, что условия эксплуатации катамарана были слишком тяжелыми для него. Однако, как минимум, по одному большому походу в год на нем совершалось. Катамаран дважды летал самолетом (на Балканы и в Юго-восточную Азию). По России его возили на машине или поездом.


Коротко о судне.
Конструктивно это компромисс между моторным и сплавным вариантами катамарана.
Баллоны производства фирмы "Мастеркат". Длина 5,3 метра, диаметр 0,5 метра, по два отсека в каждом баллоне.
Рама на несъемных металлических кницах и скрутках. Такое соединение труб позволяет натягивать межбаллонную палубу практически "до звона". Рама изготовлена по моим эскизам фирмой "Рафтмастер". Размеры 3,6 м х 1,9 м, максимальная длина деталей 1 метр. Именно такая длина деталей позволяет уложиться в "бесплатные" самолетные нормы. Как это сделать, смотри здесь http://vmtv.ru/articles/3/5/


В свой первый поход катамаран отправился на реку Дрину, протекающую на Балканах.Сплавлялись там в 2014 году от Вишеграда до Зворника по территории Боснии и Сербии.  Первые впечатления от эксплуатации катамарана оказались весьма приятными. Как при движении под мотором YAMAHA 2 CMHS, так и на веслах. Судно показало себя вполне управляемым под веслами и весьма быстрым под мотором. Скорость под мотором  измеряли, правда, всего один раз при буксировке парусного катамаранчика. По ровной воде без течения и ветра скорость буксировки составила: на 2/3 газа - 7,6-7,8 км/ч, на полном газу около 9 км/ч. Винт грузовой.
В остальное время мы шли на 1/2 газа или под веслами. Там половина реки почти стоячая вода из-за подпора плотин электростанций, а вторая половина - быстроток со скорость течения 9-10 км/ч. Как оказалось, при такой скорости течения весьма удобно чалиться под мотором. Специально заводил его на момент причаливания к берегу.

Также в 2014 году мы на этом кате совершили путешествие по рекам Тихая Сосна и Дон, осматривали уникальные пещерные монастыри Придонья.

В 2015 году катамаран поехал в Архангельскую область на Кокшеньгу.  Это чистая спокойная таежная речка. Невысокая скорость течения реки позволяла управлять судном фактически детскому экипажу.

Наибольшие испытания выпали катамарану в 2016 году при путешествии под мотором по заповеднику Тарутао в Андаманском море.  Именно по итогам этого похода можно сделать два замечания к баллонам и одно к раме судна.
   Первое замечание. Мы в Москве перед перелетом весьма плотно скрутили баллоны и упаковали их в герметичный драйбег. От дома до стапеля добирались двое с половиной суток, драйбег часто оказывался на жарком солнце Таиланда и баллоны естественно нагревались. На стапеле обнаружили, что внутренности одного из баллонов оказались слипшимися в районе внутренней перегородки. Видимо, клей там был нанесен с запасом по ширине от шва, при нагреве эта полоска клея размягчилась и "прихватила" противоположную сторону баллона. Чтобы растянуть слипшиеся части нам пришлось приложить некоторое усилие.
Поэтому при обратной перевозке мы уже не так плотно скручивали баллоны и не оставляли упаковку с ними на солнце. Эта транспортировка прошла удачно.
Учитывая, что наружные швы баллонов при таких обстоятельствах нисколько не изменились, мы предполагаем, что перегородка была вклеена на однокомпонентный клей.  Он, в отличие от двухкомпонентных составов, при нагреве может "поплыть".
В принципе, ничего страшного не произошло. Однако, если планируете заказ нового катамарана, имеет смысл специально оговорить использование для изготовления баллонов только двухкомпонентных клеев.
   Второе замечание касается совсем маленького дефекта. На одном из островов место нашей ночевки в максимум прилива затапливалось водой. Когда вода стала загонять нас на скалы, мы перетащили катамаран за линию прибоя и встали на якорь. А чтобы катамаран сильно не болтало, закрепили на берег чальный конец. При этом сама веревка оказалась прижатой рамой к баллону, и её постоянно терло о баллон.  И за примерно шесть часов в этом месте появилась небольшая потертость верхнего слоя баллона. На потребительские свойства это никак не повлияло, да и сам дефект мы увидели только при разборке катамарана на антистапеле.
   Там же на антистапеле мы заметили и ослабление нескольких заклепок на раме.  Преодоление полутораметровых волн на некоторых переходах между островами, а также катамаранный серфинг в прибое на острове Тарутао не прошли для рамы даром.

В 2017 году катамаран возил детей по красивой речке Пра, что в Мещерском краю.

Мы довольны нашим судном. За все прошедшие сезоны катамаран ни разу нас не подвел. Он надежен и нетребователен в обслуживании. Удобен на речках невысоких категорий, а также при движении под маломощным мотором. Весьма хорошо зарекомендовал себя в походах с детьми.

Опубликована: 24.04.2017