О заправке туристских газовых баллонов бытовым сжиженным газом

Лично я не против самого факта повторной заправки резьбового туристского газового баллона. Но я категорически против известной практики заправки таких баллонов именно бытовым сжиженным газом.
Рассмотрим диаграмму насыщенных паров бытового газа. Ориентироваться будем на зимнюю смесь, поскольку явно не знаем, какую смесь мы приобрели на газовой заправке.
При комнатной температуре её давление в баллоне будет около 8 атмосфер. А при 40*С уже 12 атмосфер. И это давление будет всегда при наличии жидкой фазы в баллоне, даже если баллон почти пустой, например, заполнен всего на 10%.
Не стоит думать, что 40*С это труднодостижимая температура. Оставьте неработающий баллон (нет испарения и, соответственно, охлаждения) на солнце в безветренную погоду. Минут через десять проверьте степень его нагрева. Будете удивлены, особенно, если баллон темной окраски.


Теперь перейдем к туристским газам и рассмотрим другую диаграмму.
Основной наполнитель туристских баллонов это изобутан. Его в составе смеси 70-75%, пропана – 20-25%.  По диаграмме видно, что при комнатной температуре давление газа в заводском туристском резьбовом баллоне не более 4,5 атмосфер, а при 40*С не более 8 атмосфер.
Главный вывод следующий: бытовой газ при одинаковых температурах создает в баллоне давление значительно выше, нежели туристские газовые смеси.   
Учитывая, что туристские баллоны не рассчитаны на давление пропан-бутановой смеси, заправлять их бытовым сжиженным газом явно рискованно.
Особенно цанговые ("дихлофосные") баллоны.

Дихлофосные баллоны рассчитаны на меньшее давление, чем резьбовые. Корейцами заявлено (информация из статей в рунете, возможно ошибочна), что не более чем на 6,4 атмосферы. Справедливости ради отмечу, что практические испытания на разрушение баллонов дают более высокие значения. Но производители ориентируются на расчет и заправляют цанговые баллоны менее опасной смесью (З0% пропана - 70% бутана), а также требуют не подвергать баллоны воздействию прямых солнечных лучей и нагреву свыше 45*С.
Заправляя зимней смесью бытового газа, мы уже при комнатной температуре создаем давление в баллоне 8 атмосфер. Такое давление значительно выше расчетного для цангового баллона и вероятность механического разрушения баллона становится вполне реальной.
Заправка летней смесью снижает этот риск, но нагрев газа может привести ситуацию к опасным границам.
Даже у баллона заводского заполнения, оставленного надолго под солнечными лучами, выдавливает дно. Будь этот баллон заправлен бытовым сжиженным газом, его корпус просто разорвало бы.

Вы готовы постоянно оберегать баллон от температурных перегрузок? Следить за тем, что бы кто-то другой не оставил заправленный вами баллон надолго под солнцем? Не проще ли отказаться от заправки бытовым газом в принципе? Лично я отказался сразу.

Однако повторную заправку резьбовых туристских баллонов я все же считаю возможной и даже иногда так действую. Но заправляю баллоны только туристкой смесью газов. И делаю это скорее, в виде исключения, а не в повседневной практике.
Обычно я сливаю газ в один баллон из нескольких. Из тех, в которых остался газ от предыдущих походов, и которые в следующих поход тащить было нерационально. Естественно, заливаю газ в заведомо исправные и только резьбовые баллоны с соблюдением необходимых мер безопасности.

 

Тем, кого написанное выше не убедило, и кто готов на свой страх и риск заправлять туристские баллоны бытовым газом настоятельно рекомендую еще до заправки выяснить характеристики заправляемого газа.
Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется государством и зависит от сезона и климатических условий региона.
Так, в зимний период количество пропана обычно не менее 70—80%, и эту смесь никоим образом нельзя использовать для заправки. Велик риск криминальных последствий.
Летняя смесь в отдельных регионах может содержать пропана уже не более 40%. Такая смесь сопоставима по создаваемому ею  давлению с газом в "ковеевских" резьбовых баллонах. И теоретически, её возможно заправить в такие баллоны.
Поэтому перед принятием решения о возможности заправки достоверно узнайте процентный состав продаваемого у вас сжиженного газа.
Ну а затем приведенная выше диаграмма насыщенных паров пропан-бутановых смесей вам в помощь.

Опубликована: 04.04.2017