Велопоход по зимнему Ирану. Полезная информация


Этим путешествием мы планировали совместить свой интерес к Ирану с возможностью проверить себя в условиях зимней континентальной пустыни. И при этом сэкономить отпускные дни, используя для похода новогодние праздники.
Валентина не смогла поехать, а для меня данный поход в режиме "соло" был неинтересен. Поэтому поездку отложили до лучших времен. То, что успели наработать за время подготовки этого мероприятия выкладываем здесь.

Справочные сведения по маршруту:
Запланированное время путешествия - 27 декабря 2018 года - 09 января 2019 года.
Место прилета/отлета - Тегеран, аэропорт Имам Хомейни.
Протяженность активной части около 440 км.
Нитка маршрута Тегеран - Кум - Кашан - Исфахан

1. Подготовка к походу.

Виза в Иран
Визу мы начали оформлять примерно за 2,5 месяца до поездки. Получение визы возможно в Москве, Астрахани, Казани и в международных аэропортах по прилету. 
Вариант с аэропортом мы даже не рассматривали.
Во-первых, по отзывам, процедура получения там визы может оказаться весьма длительной, до 2-х часов и более.
Во-вторых, есть информация о контрольных звонках погранцов в отели по месту планируемого проживания. Мы заранее бронировали отель всего на два дня маршрута. И неизвестно, как пограничники восприняли бы наши объяснения об остальных ночевках в палатке, да еще и зимой.
Думаю, нас все равно пропустили бы, но от лишней нервотрепки мы решили отказаться.
Независимо от того, где вы решили оформить визу, первое и главное, что необходимо сделать, это получить электронное разрешение на сайте МИД Ирана - https://evisatraveller.mfa.ir/en/request/ 
Это несложно. Мы заполнили на сайте анкеты и получили одобрение на визы уже через два дня.
Полученные разрешения рекомендовали нам в месячный срок оформить визы в указанном в анкете месте. Что мы и сделали, подготовив необходимые документы по списку с сайта посольства Ирана в Москве.
К заполнению анкеты на сайте МИДа важно заранее подготовиться и обязательно соблюсти требования к фотографии, скану паспорта и вашему браузеру, которые изложены на том же сайте.
Кроме того:
- Ваш почтовый ящик НЕ должен находиться на mail.ru.  Gmail.com годится, но там письмо из МИДа скорее всего попадет в спам. Так, для окончания заполнения анкеты нам необходимо было ввести «Verification code». Код этот пришел буквально через минуту, но нашли мы его только в спаме.
- Можно использовать один почтовый ящик на несколько человек.
- Контактный телефон и адрес в Иране. В анкете мы указали данные с сайта iranhotel.biz  в Исфахане. У самого же отеля просто запросили бронь на нужные нам два дня. Анкету заполняли, не дожидаясь ответа из отеля.

Выбор авиаперевозчика
Из Москвы для бюджетного перелета с велосипедом выбор авиакомпаний небольшой. Лететь удобнее всего Аэрофлотом: прямой рейс, провоз велосипеда до 23 кг входит в норму «бесплатного» багажа, ручная кладь 10 кг.
Рассматривали мы также и вариант с пересадкой в Баку (авиакомпании AZAL + Buta airways) . Стоимость билетов заявлена низкая, к тому же есть возможность посмотреть столицу Азербайджана. Однако не всё так хорошо, как кажется на первый взгляд. С  учетом доплаты за багаж и ручную кладь в лоукостере Buta airways, конечная стоимость этого перелета оказалась сопоставимой с аэрофлотовской.
В итоге мы выбрали Аэрофлот.
И как оказалось, правильно сделали. Российские авиакомпании при отказе от поездки по больничному листу (наш случай) возвращают полную стоимость даже "невозвратных" билетов. Возвращают как самому заболевшему, так и летящим с ним его ближайшим родственникам. Важно, чтобы срок действия больничного листа перекрывал дату вылета.
Если билеты приобретались непосредственно на сайте "Аэрофлота", то алгоритм действий по возврату их стоимости совсем простой:
1. До окончания регистрации на рейс надо снять бронирование мест. Это можно сделать, позвонив в колл-центр или обратившись в офис "Аэрофлота".  Мы, имея на руках незакрытый больничный, еще до дня вылета обратились в ближайший офис авиакомпании, там написали заявления об отказе от полета, предъявили паспорта и свидетельство о браке, получили на руки подтверждение снятых мест.
2. Закрыв больничный лист, надо снова придти в офис. Там с больничного снимут копию, еще раз проверят паспорта и свидетельство о браке, выдадут на руки распечатки с указанием возвращаемых сумм.
Деньги за билеты переведут именно на ту карточку, с которой эти билеты приобретались.

Информация о погоде на маршруте, статистика за первую декаду января в 2012-2018 г.г.

Среднее значение температуры колеблется в течение суток от 0*С до +11*С
Ночью возможно понижение до минус 6-7*С (перед рассветом)
Ночью в любом случае температура будет ниже +6*С
Днем температура может достигать +17-19*С (перед закатом)
Днем температура может не подняться выше +3*С
На третьей четверти маршрута, на высотах 1700-2200 метров температура может понизиться еще на 6-8*С.
Сила ветра по маршруту днем: средняя 2-3 м/сек, максимальная 9-11 м/сек.
Направление ветра в течение ночи меняется незначительно.
Ветер в пустыне обычно существенно усиливается при заходе и восходе солнца.
По всему маршруту открытая ветрам местность. Почва - суглинок, песок. При ветре песок и пыль забивается во все щели. Кроме того, замерзший с вечера влажный суглинок растаяв утром, может превратиться в непролазную грязь.
На 3 января в районе Тегерана восход Солнца в 07:14, заход - в 17:03, сумерки - 28 минут.

Предпринятые нами действия
:
- по тактике
Общая нагрузка.
Хотя маршрут почти равнинный, дневной пробег решили ограничить 50-60 километрами. Ориентировались при этом на относительно короткий световой день, на возможное ветровое сопротивление при движении, на усиление ветра утром и вечером, заложили время на осмотр достопримечательностей и общение с иранцами.
Резерв времени. Несмотря на невысокую нагрузку, в график движения мы добавили резервный день. Как для пережидания сильных ветров, препятствующих движению на велосипеде, так и для решения других непредвиденных задач. Как вариант, этот день можно использовать для снижения нагрузки в горной части маршрута, на участке Кашан - Исфахан.
Стоянки. Обустройство ночных стоянок при наличии ветра решили начинать не позднее 16.00, еще до его вечернего усиления.
Саму стоянку выбирать так, чтобы путь к ней от основной дороги был надежен и не проходил по замороженной грязи.
Подъем, по возможности, устраивать еще до рассвета, при утренних сумерках.
Вода. Места, где можно пополнить запасы воды, расположены, как правило, на приличном расстоянии друг от друга. Поэтому воду для приготовления пищи и питья планировали набирать заранее. И иметь на двоих не менее 4-5 литров перед обедом и не менее 7-8 литров перед ночной стоянкой.
- по снаряжению
Коврики. Мы посчитали, что по маршруту температура земли вряд ли упадет ниже 0*С на равнине и минус 5-6*С в горах. Поэтому взяли на каждого по два обычных ижевских ковра ППЭ 1508. Их суммарная толщина в 16 мм достаточна для безопасных ночевок при температуре земли около 0*С.
После некоторого размышления приготовили еще и "летний" двухместный коврик ППЭ 3004 (4 мм) 1,2х2 метра. При весе в 380 грамм и малых габаритах в сложенном виде, этот коврик имел бы на нашем маршруте еще два неоспоримых достоинства:
Во-первых, он легко и быстро достается/убирается, и им можно обеспечить некоторый комфорт при любой продолжительной остановке во время движения, например, при приемах пищи.
Во-вторых, сложенный вдвое и расположенный во время ночевки в районе "плечи-колени", этот коврик вместе с двумя слоями ижевских ковров надежно защищал бы наши тела от переохлаждения при промерзании земли до температуры примерно в минус 7*С.
Кроме того, еще небольшую дополнительную теплоизоляцию от земли могут добавить два велочехла, уложенные под палатку.
Спальники. По статистике, на равнинной части маршрута ночные морозы до минус 10-12*С почти невозможны. А вот на высотах под 2000 м вероятность таких морозов весьма высокая. И тогда самых теплых наших спальников, BASK PLACID (температура комфорта от +1 до + 6*С) для ночевок становится явно недостаточно.
Поэтому для сна мы приготовили комбинацию из двух спальных мешков. Свои летние спальники на +10-15*С использовали бы как вкладыши в басковские мешки. Конечно, правильнее было бы более легкий спальник использовать снаружи, в качестве конденсатника.  Но, во-первых, подходящих по размеру летних спальников у нас нет. А, во-вторых, за одну-две ночевки зимние спальники вряд ли успели бы отсыреть до критического уровня.
Как показали тесты, проведенные в ПВД, использование такой системы вполне оправдано. Комбинируя по ситуации количество спальников и слоев одежды на себе, можно не мерзнуть в морозы и не перегреваться при положительных температурах воздуха.
Палатка. Выбор сделали в пользу BASK Reach 2. Удобный объем внутренней палатки и большой тамбур BASK Reach 2 позволяет с известной долей комфорта проводить в палатке долгие зимние вечера. Немного смущало то, что эта палатка имеет большую боковую парусность. В то же время, Reach отлично перенесла песчаную бурю в пустыне Негев.  Важно правильно её сориентировать по ветру и закрепить на все штатные растяжки.
От всесезонной Tramp SARMA 2 с хорошими ветровыми характеристиками мы отказались. Она узкая, ширина по дну всего 112 см. Вдвоем в объемных спальниках там реально тесно.
Личные вещи. Их подбор должен был обеспечить нам относительный комфорт и работоспособность в возможном диапазоне температур от минус 12*С до плюс 20*С. Причем, необходимо было также учесть воздействие на нас почти постоянного легкого ветра, временами усиливающегося до умеренного.
Одежду подбирали по принципу "слоеного пирога" так, чтобы различные комбинации этих слоев давали примерно одинаковый теплосъем и влагоотвод с наших тел независимо от наружной температуры и силы ветра.
Всю одежду протестировали во время ПВД при погодных условиях, подобных планируемым в Иране.
И, что интересно, от части привычной велоодежды (например, велокурток) пришлось отказаться, заменить специализированные вещи на более универсальные.
Кроме обычного снаряжения, мы дополнительно приготовили:
- бахилы "Вело Триал" екатеринбургской фирмы "Век". При ветре они реально снижают теплосъем с нашей обуви.
- утепляющие наколенники. Одну пару из шерсти купили. Вторую сшили сами из флиса. По ощущениям, теплозащиту они обеспечивают примерно одинаковую.
- несколько пар перчаток, в т.ч. теплые непродуваемые.
- шапку под шлем, ветрозащиту шеи, лица. Весьма удобной оказалась балаклава "Face Control" от Splav-а.
- ветрозащитные чехлы на шлемы. По большому счету, без этих чехлов можно было бы обойтись, используя при необходимости капюшон. Но надевать капюшон поверх шлема лучше все же при сильных ветрах и/или морозах. Набросив капюшон, мы резко снижаем теплосъем с головы. И при слабом ветре и небольшом морозце голова сразу начнет потеть. Чехол на шлеме вместо капюшона позволяет смягчить эту ситуацию. Считаем, что на данном маршруте такие чехлы не были бы лишними.

Карту удобнее просматривать в отдельном окне,
для этого нажмите на квадратик в правом верхнем углу.


2. Маршрут
Маршрут проложен полностью по пустыням.
Первая его половина проходит по западной окраине огромной солончаковой пустыни Деште-Кевир (по некоторым источникам эта окраина имеет свое название - пустыня Маранджаб), вторая - по горной пустыне хребта Кухруд.
В то же время, мы решили не испытывать все "прелести" этой природной зоны и отказались от тяжелых для движения грунтовых дорог. Свой путь проложили по асфальту трасс №№71, 665 и 65.  Небольшой кусочек пути (4 км в районе аэропорта) мы запланировали проехать по запрещенной для велосипедистов платной дороге №7.  Если бы у нас не получилось на неё пробиться, то поехали бы рядом по бездорожью. Объезд длиной в 35 км нас никак не устраивал.
Немалую роль в прокладке маршрута сыграли и города: священный для шиитов Кум и «половина мира» Исфахан.

График движения

     дата участок км высоты, м высоты, м
  чт 27.12 Москва, Шереметьево, 22:15 - Тегеран, 02:15      
1 пт 28.12 аэропорт – трасса 71 – AliAbad Stony Caravansary   55 min 942
max 1384
набор 545
спуск 499
2 сб 23.12 AliAbad Stony - солончак - руины моста Asgar Abad  52 min 799
max 1112
набор 288
спуск 464
3 вс 30.12 Asgar Abad Caravansary - Кум   21 min 864
max 935
 набор 90
спуск 19
4 пн 31.12 Кум, дневка  -    
5 вт 01.01 Кум - Ab Shirin  57  min 834
max 929
набор 100
спуск 177
6 ср 02.01 Ab Shirin - аэропорт Кашана  61 min 850
max 1089
набор 347
спуск 108
7 чт 03.01  Аэропорт Кашана - Natanz 62 min 1100
max 1803
набор 958
спуск 367
8 пт 04.01 Natanz - АЗС у трассы 65   73  min 1557
max 2167
набор 696
спуск 707
9 сб 05.01 АЗС - Исфахан, центр   62  min 1563
max 1679
 набор 71
спуск 176
10 вс 06.01 резервный день -    
11 пн 07.01 Исфахан, дневка -    
12 вт 08.01 вечерний переезд в аэропорт на автобусе      
  ср 09.01 Тегеран, 04:30 -
Москва, 08:00
     



3. Полезная информация

Выбор топлива и горелки, закупка бензина
На газе готовить удобно. В тоже время, поиск газа для горелок в незнакомой стране почти всегда сопряжен с серьезными потерями времени.
Информацию о том, где можно купить газ в Тегеране мы нашли на сайте dimaleks.ru. Это район рядом со станцией метро Daneshgah-e Imam Ali у перекрестка улиц Vali-e-asr и Emam Khomeini. Идти надо по улице Vali-e-asr. Там несколько магазинчиков и баллоны там, скорее всего, резьбовые (у автора статьи на dimaleks.ru MSR Reactor).
В Иран мы прилетали бы ночью, задолго до открытия магазинов, из аэропорта отправлялись в противоположную от Тегерана сторону. Чтобы не терять практически полдня на закупку газа, мы приготовили мультитопливную горелку Kovea Booster.
На всякий случай припасли еще 30-граммовый переходник на цанговый газовый баллон.
Готовить планировали, в том числе, и в тамбуре палатки. Тамбур у BASK Reach 2 немалого размера. Но все же, из противопожарных соображений, специально для этих случаев припасли несколько таблеток сухого спирта. С ними прогрев Booster-а получается аккуратнее и, соответственно, несколько безопаснее, чем просто жидким топливом.

АЗС
На заправках, как правило, имеется в наличии магазинчик, можно разжиться питьевой водой и кипятком, сходить в туалет. Поэтому запланировать ночевку недалеко от АЗС - неплохой выбор.
Бензин в Иране дешевый, расположение АЗС легко определяется по гугл-картам.

Обмен валюты
В Иран необходимо везти наличную валюту. Для обмена требуется копия паспорта.
В аэропорту в зоне вылета очень неплохой курс. Найти просто: по прилету после получения багажа подняться на эскалаторе на второй этаж и пройти прямо около 50 метров.

Закупка продуктов и питание на маршруте
Раскладку мы готовили под привычный нам четырехразовый режим питания: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. При этом планировали по возможности питаться в кебабных, кафе, ресторанах.
Из России собирались везти чисто походные продукты: быстроваримые крупы, пюре и супы под заливку кипятком, сухое молоко, сушеное мясо, соленое сало с чесноком, топленое масло. Так же на первые три дня (до базаров Кума) везли бы сахар, орехи, курагу. Чай и каркаде из-за небольшого веса хотели взять сразу на весь маршрут. Всего в самолет пришлось бы брать около 4,5 кг продуктов на двоих.
На месте планировали покупать хлеб, молочку, выпечку к чаю, лимоны, сыры, свежие овощи и фрукты, зелень.
Заведения питания в Иране можно условно разделить на две группы: фаст-фуд и традиционные рестораны. Первые встречаются чаще, могут работать весь день, вторых существенно меньше и работают они, как правило, в обед, вечером и в выходные дни. Цены в ресторанах несколько выше. А вот качество еды не зависит от статуса заведения.
Как правило, большинство пунктов питания, особенно в городах, начинают работу часов с 10-ти утра. И хотя на трассах есть круглосуточные заведения, я бы не советовал планировать завтраки в придорожных харчевнях. Есть шанс проехать утренние часы на голодный желудок.

Водный режим
Мы прикинули, что нам во время движения необходимо для питья около 0,25 литра воды на человека в час. То есть надо было везти с собой жидкости примерно по 1,5 литра до и после обеда.
Поскольку обычные велосипедные фляги зимой не актуальны - вода в них очень быстро остывает, мы подготовили две альтернативные вещи для транспортировки питья:
- алюминиевую флягу 1 литр в самодельном утепленном чехле. Вес 170 грамм. При наружной температуре 0*С кипяток в ней остывает до 45-50*С примерно за два часа. Как раз на два первых часа передвижения нам этой фляги хватило бы.
- термос 0,5 литра. Вес 350 грамм. Его использовали бы в третий час движения.
Напитки планировали разнообразить: пить чай, лимонную воду с сахаром, каркаде, подогретую местную минеральную воду.

Надеемся, что собранная нами информация кому-то окажется полезной при подготовке своих маршрутов...

Опубликована: 25.12.2018