Отчет о сплаве по Олонке и Видлице

Выдержки из отчета о водном путешествии II категории сложности по р. Олонка и р. Видлица, совершенном с 24 апреля по 3 мая 2015 г

Полный отчет с картами качать здесь - http://vmtv.ru/downloads/1/6/

 Справочные сведения о путешествии:
1. Основная нитка маршрута: г. Москва – г. Лодейное поле – а/м мост через р. Пекки на трассе Р-21 «Кола» - р. Олонка – г. Олонец – а/м через р.  Нялма  трассы  А121  «Сортавала»  –  оз.  Ведлозеро  – р. Видлица – Ладожское озеро – п. Видлицы – г. Лодейное поле – г. Москва;
2. Протяженность маршрута: 165 км.;
3. Продолжительность: общая – 9 дней, активной части – 7 дней;
4. Тип судов: КНБ "Вьюн" – 1 шт., КБ "Вьюн" – 1 шт., КНК "Рысь" – 1 шт.;
5. Сроки проведения с 24 апреля по 3 мая 2015 г.
6. Уровень воды – паводковый;
7. Количество человек – 5.

 Организация путешествия
Выбор данных рек для проведения похода был обусловлен желанием сходить на малохоженые, паводковые реки Южной Карелии, размяться и вспомнить навыки управления судном перед летними походами. Так же при планировании похода ставилась цель: подобрать речки для новичков в водном туризме, людей с опытом одного-двух походов по ровной воде. Стоит отметить, что информации по данным рекам крайне мало, что добавляло интереса нашему походу. Так по р. Олонка был найден всего один отчет 2009 года, в котором большая часть препятствий не указана. Р. Видлица пользуется большей популярностью у туристов, однако все найденные отчеты и лоции данной реки сильно отличаются от действительности.

 Определяющие препятствия

Вид препятствия, Категория трудности

 Длина

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Р. Олонка

П2 шивера

2+ к.т.

4 км

Ориентир  начала  порога  –  ряжевая стенка под правым берегом. Шивера с большим падением и постоянными поворотами и прижимами. Требует постоянного маневрирования.

Валы до 0,4 м

По основной струе, заходя в суводи для осуществления взаимостраховки с воды и оценки дальнейшего участка порога.

Осмотр не требуется

П3-П6 шиверы

2- к.т.

 

В малую воду, скорее всего, обнажатся крупные  камни  между  порожистыми участками, а сами пороги превратятся в сплошной шкуродер.

В половодье они представляют из себя простые перекаты с    маленькими    валами.    Требуется небольшой маневр

По      основной      струе           со взаимостраховкой.

Осмотр не требуется

П7 шивера

0,5 км

П8 Торос 2 к.т.

Общая длина

3 км

Сильное падение, валы 0,5 м, требуется несложный маневр и уход от несильных прижимов

Пороги шли сходу, с постоянными заходами в суводь для страховки и проведения фото-видео съемки

П9 Болос 2 к.т.

П10 Сари-

порог 2 к.т.

1,5 км

Порог длинный с двумя поворотами, до первого – правого поворота шивера с валами до 0,5 м. Далее сразу за поворотом участок относительно спокойной воды, где можно зачалиться и перевести дух. Затем шиверный участок около 100 метров и крутой левый поворот с прижимом к правому берегу

Первую    часть    порога    шли плотной группой со взаимостраховкой. Вторую часть первым прошел каяк и встал на видеосъемку. Байдарки прошли порог парой. Так как нижняя часть порога полностью просматривается и заканчивается плесом, то страховку каяка осуществляли визуально (в случае оверкиля догнали бы сверху порога).

П11 шивера 2 к.т.

0,6 км

Мощная шивера, валы до 0,7 м

Шли    сходу    по    струе,            со взаимостраховкой с воды

Р. Видлица

П1

Остатки плотины

2 к.т.

 

Русло делится на 3 основные протоки, между остатками опор плотины перекинуты бревна в качестве моста. В нашу воду свободный проход был только в правой протоке, хотя основная масса   воды   уходит   в   центральный пролет.    Сразу    после прохождения пролета необходимо уйти в центр русла, иначе выбросит на отмель у правого берега. Дальше 100 метров несложной шиверы.

Шли сходу со взаимостраховкой с воды.

П2

Палакоски, 2 к.т.

В нашу воду 2+
 

В нашу воду 200 метров залитой заходной шиверы с большим количеством  обливников  в  русле. В конце порога падение увеличивается и образуются валы до 0,5 метров. ВНИМАНИЕ! В конце порога необходимо идти под правым берегом, под левым – слив между клыками – однозначно поломанное судно. Выход из порога с воды не читается

Первую часть порога шли по основной     струе,     в     конце уходили    под    правый    берег. После заходной шиверы зачалились, осмотрели вторую часть. Крайне рекомендуем осмотр второй части порога с левого берега. В малую воду выход из порога возможно не проходим для каркасных судов. Шли плотной группой с взаимостраховкой с воды.

 П3 шивера  0,3 км

Мелководные     шиверы, требуется небольшой  маневр.  Линия  движения читается с воды

 Шли сходу со взаимостраховкой
П4 шивера 0,5 км
 П5
Кивенпада, 3 к.т.
В нашу воду 3+
0,4 км  Порог представляет собой 150 метров заходной шиверы с большим количеством обливников, проход между которыми читается с воды. Затем река делится островом на 2 основные протоки, для каркасных судов проходима только правая, в левой –мелководный слив по камням. Вход в правую протоку с воды читается плохо и становится понятно, куда идти только в последний момент. Необходимо заранее определить «реперные точки» для контроля положения судна в пороге и по ним ориентироваться. Сигнальщик бесполезен, поскольку поставить его в точку, откуда он может контролировать движение судна, практически невозможно. На входе в правую протоку расположен довольно пологий слив (около 1 м) с двумя косыми валами за ним. Затем река делает крутой левый поворот и образуется прижим к правому берегу, под которым расположена бочка. Струя после слива несет прямо в нее. Чтобы уйти от прижима, оптимален вход по центру слива или по его левому краю. За бочкой 50 метров несложной шиверы и быстроток  Мы шли данный порог поэкипажно с осуществлением страховки первого судна (экипаж-1) с берега, а последующих с воды. Обязателен осмотр по правому берегу!























П6
Шаллункоски
2 к.т.
0,4 км Двухступенчатая крутопадающая шивера. Длина первой ступени около 150 метров, затем короткий участок быстротока и вторая ступень длиной около 200 метров. Валы в нашу воду достигали 0,6-0,7 метров. Порог не сложный, все просматривается с воды. Пороги шли сходу, с заходами в суводь для страховки и проведения фото-видео съемки

П7
Сгордикоска
2 к.т.

  Несложная шивера Шли сходу со взаимостраховкой
П8
Гимакоска, 2 к.т.
В большую воду 2+
0,35 км Порог представляет собой заходную шиверу длиной около 100 метров, далее река делится островком на две протоки. Метров за 20 до острова по центру русла гряда обливняков. В нашу воду с воды она плохо читалась. Левая протока более полноводная, в конце ее правый поворот с несильным прижимом. Порог прошли сначала две байдарки с взаимостраховкой. Последним прошел каяк, страховка осуществлялась с воды.
Осмотр порога лучше осуществлять по правому берегу.
 П9
Синамус 2 к.т.
В большую воду 2+
 0,7 км  Порог расположен на извилистом участке реки. Здесь она довольно узкая, один берег высокий второй – подболоченный, возможно появление упавших деревьев в русле. Порог начинается с длинного около 150 метров участка быстротока, затем падение увеличивается и появляются стоячие валы высотой до 0,7 метров. После быстротока идет левый, а затем практически сразу правый поворот  Экипаж первой байдарки зачалился посреди порога для смены фото и видео операторов, его страховали с берега. Вторая байдарка и каяк шли парой с взаимостраховкой.
Крайне рекомендуется осмотр порога по правому берегу.
П10
Пярзамус, 2 к.т.
В большую воду 2+
0,15 км Порог представляет собой крутопадающую шиверу с валами до 1 м. На выходе из порога крайне кусачая струя.
Линия движения читается с воды
Сначала прошли парой первая байдарка и каяк со взаимостраховкой, затем прошла вторая байдарка.
П11
Зуб-порог (Хаммакоски)
2 к.т.
В большую воду 2+
  Мощная и чистая струя в сужении рек с большим падением. Валы в пороге достигают 0,7 метра Первый экипаж страховали с берега, после чего он встал на страховку с воды в суводи у правого берега. Затем шли вторая байдарка и каяк парой до конца порога
Осмотр порога по правому берегу
П12 шивера 0,25 км   Шли сходу по струе с взаимостраховкой
 П13
Риккин, 2 к.т.
В большую воду
2+
 0,3 км  Высота валов до 1 метра.  Шли сходу по струе с взаимостраховкой
П14 Питкоски
2 к.т.
В большую воду
2+
1 км С воды возможен просмотр только участка длиной около 300 метров до первого левого поворота. Сразу за левым поворотом идет правый, затем выходная шивера. В пороге довольно сильные прижимы и валы до 1 метра. Просмотр порога труден и малоэффективен. Шли сходу по струе, постоянно готовые причалить для осмотра участка впереди
П15 0,5 км Деревянный мост с пологим сливом под ним. За мостом еще около 500 метров шиверы  Шли сходу по струе с взаимостраховкой
Шиверы нижней Видлицы
Начинаются до П15 и заканчиваются в д. Гавриловка (практически фоновый сплав на этом участке)
В большую воду 2 к.т.
50-400 м В нашу, большую, воду валы до 0,5-0,6 м, «кусачие» сбойки струя/улово, прижимы, большое количество камней в русле, требуются маневры, линия движения читается с воды. Шли, как правило, по основной струе с взаимостраховкой


 График движения на маршруте

Дата

Дни

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

24.04.2015 – 25.04.2015

1

Москва – г. Лодейное поле – а/м мост через р. Пекки на трассе Р-21 «Кола» - 1 км ниже окончания П2

11

Поезд, машина,

сплав

26.04.2015

2

1 км ниже окончания П2 – 4 км ниже д. Ковера

25

Сплав

27.04.2015

3

4 км ниже д. Ковера – 2 км ниже П13

20

Сплав

28.04.2015

4

2 км ниже П13 – а/м мост в г. Олонец – а/м мост через р. Нялма – п-ов Корбинаволок

12

8

Сплав, машина,

сплав

29.04.2015

5

п-ов Корбинаволок – П5 п. Кивинпада

20

Сплав

30.04.2015

6

П5 п. Кивинпада – П10 п. Пярзамус

26

Сплав

1.04.2015

7

П10 п. Пярзамус – Ладожское озеро (3 км от впадения р. Видлица)

43

Сплав

2-3.04.2015

8-9

Ладожское озеро (3 км от впадения р. Видлица) – г. Лодейное поле – г. Москва

 

Машина, поезд



 Подъезд и отъезд с маршрута
До г. Лодейное поле можно добраться любым Мурманским или Петрозаводским поездом. Мы ехали на поезде №92 Москва – Мурманск, который из Москвы отправляется 22:20 и прибывает в Лодейное поле на следующий день в 9:05. Следует отметить, что найти машину для заброски в Лодейном поле через интернет довольно сложно, мы воспользовались прошлогодними связями, когда нас забрасывал Владимир (8-921-362-79-40) на речку Оять. Работает он с сыном, в их распоряжении имеется Форд Транзит и пятнадциместная Газель, а так же большой круг знакомых и друзей с микроавтобусами. Так, например, на дороге обратно нас забирал Игорь 8-921- 369-87-88, его друг. Качеством перевозки мы остались очень довольны, все было сделано четко и в срок, и, что не маловажно, в 1,5 раза дешевле, чем у ближайшего конкурента. Заброска до р. Пекки занимает около 1,5 часов.
Переброску между речками так же осуществлял Владимир, от г. Олонец до а/м моста через р. Нялма около 3 часов езды.
Из Видлицы нас забирал Игорь на Фольксвагене Каравелла, дорога до Лодейного поля занимает примерно 1,5 часа. До Москвы добирались поездом №91, который отправляется из Лодейного поля 00:17 и прибывает в Москву в 11:55 утра на Ленинградский вокзал.

 Общая характеристика р. Олонка и р. Видлица
Р. Олонка
Река Олонка берет свое начало из оз. Утозеро на высоте около 70 м. Впадает в Ладожское озеро. Основные притоки – р. Мегрега, р. Тукса и р. Улванка. На слиянии с рекой Мегрега стоит город Олонец (основан в 13 веке). Река Олонка протекает по самому югу Карелии в связи с этим ее берега и характер необычен для карельских рек. На реке нет ярко выраженных локальных препятствий. Все пороги представляют собой несложные длинные шиверы, достигающие 2-3 км в длину. Прохождение реки актуально только в половодье, в малую и среднюю воду река в верховьях превращается в ручей, протекающий между камней.
Р. Видлица
Река Видлица вытекает из оз. Ведлозеро на высоте около 80 метров. В отличие от р. Олонка характер у р. Видлица карельский, что сразу бросается в глаза. В верхнем течении река протекает по болотам, изредка встречаются локальные препятствия с небольшими сливами и шиверы с обилием камней в русле. Река Видлица впадает в Ладожское озеро, в устье реки расположен крупный поселок Видлица.

 Аварийные выходы с маршрута
Р. Олонка
Аварийные выходы с маршрута возможны в д. Торосозеро и д. Ковера, через которые проходит трасса Р-21 «Кола», а так же с а/м моста трассы «Кола» выше д. Верховье.
Р. Видлица
Аварийный выход возможен в д. Большие Горы, а так же на грунтовку, проходящую по правому берегу реки после П14 п. Питкоски. В низовьях реки от д. Верхняя Видлица до Ладожского озера сплошная населенка.

Техническое описание

День 1 (25 апреля)
Р. Олонка
  Поезд в Лодейное Поле прибыл по расписанию, на вокзале нас уже ждал заказанный из Москвы транспорт до реки. Природа встречала нас мокрым снегом и температурой около нуля, правда по прибытию на реку погода разгулялась, и даже выглянуло солнце. Изначально в планах было заброситься на впадение реки Пекки в р. Олонку, однако нашим планам не суждено было сбыться (может быть и к лучшему). Проехав около 1 км по грунтовке, мы уперлись в грязевую кашу, по которой можно проехать только на полном приводе. Так как тащиться около 500 метров по колено в снегу по прямой, или продолжать путь по развезенной грунтовке особого желания у группы не возникало, было принято решение воспользоваться запасным вариантом точки старта – от моста трассы «Кола» через речку Пекки. Дорога до реки у нас заняла около полутора часов и на месте старта мы были около 12 часов дня. На правом берегу реки Пекки есть отличная площадка для стапеля. Отличная она по двум причинам: первая – на ней не было снега, вторая – площадка сухая, так как расположена на пригорке посреди болота (Фото 1).
  Уровень воды в реке был близок к максимуму этого года. По словам местных жителей, половодье в этом году довольно-таки низкое, бывали годы, когда вода поднималась на 1,5 метра выше. Однако стоит отметить, что, несмотря на это, деревья стояли на метр в воде. Неторопливый стапель и обед затянулись до 16:15. Течение в реках Пекки и Олонка быстрое даже на плесах, что, скорее всего, обусловлено тем, что преимущественно берега этих рек не болотистые, а довольно крутые и покрыты смешанным лесом. За 45 минут дошли до впадения реки Пекки в Олонку, за 50 метров до впадения неожиданно для нас был обнаружен мост, про который не было указано в отчетах, найденных в интернете. В нашу воду под мостом пройти невозможно, встретившиеся нам на мосту рыбаки сказали, что часто вода в половодье переливается через мост. Старт обноса на правом берегу, спуск на воду удобен на левом берегу. Общая длина обноса 50 метров.

 Фото 1 – Поляна стапеля на реке Пекки
Фото 2 – Половодье на р. Пекки
Фото 3 – Мост на впадении р. Пекки в р. Олонка

  Во всех отчетах и упоминаниях о реке Олонка сказано, что на реке всего 4 порога, 3 из которых именные. При разработке маршрута учитывалась съемка реки со спутника (Яндекс), на ней отчетливо видны шиверные участки реки, которых гораздо больше по сравнению с тем, что указано в описании. Одни шиверы с Яндекс карт в нашу воду были залиты, а другие превратились в пороги, более интересные и сложные, чем именные.   Сразу после впадения реки Пекки расположено препятствие П1. В нашу воду полностью залито, на поверхности воды видна небольшая рябь. Через 4 км после него, которые мы прошли за 30 минут, начинается шивера П2 (2КС). Данная шивера является одним из основных препятствий на реке. Ориентир начала порога – ряжевая стенка под правым берегом. Препятствие представляет собой длинную шиверу (около 4 км) с большим паданием и постоянными поворотами. При прохождении приходится постоянно маневрировать на струе, уходя от прижимов. Валы в нашу воду достигали 0,4-0,5 метра. Линия движения в пороге – строго по струе, в нашу воду все камни залиты водой. Шли сходу, плотной группой, заходя в суводи для осуществления страховки с воды и оценки дальнейшего участка порога. Осмотр не требуется.
Примерно через километр после окончания порога встали на ночевку на правом берегу реки, в разливе с двумя островками, обозначенными на карте.

День 2 (26 апреля)
  Утро 26 апреля началось с поздравлений именинника с юбилеем, в связи с этим сборы затянулись. А скорее всего, просто не хотелось никуда спешить, пригревало ласковое майское солнышко, речка текла быстро и настроение было прекрасное. Одна из маленьких хитростей этого похода: выбирать стоянки на том берегу реки, где солнце с утра, он значительно теплее. Заход в лес весь поход у нас ассоциировался со входом в большой холодильник. В результате долгих сборов на воде мы оказались лишь в полдень. Километров через пять после стоянки начинается цепочка шивер – перекатов (П3-П6) (Фото 4), мы насчитали 4 отдельных порога, однако в малую воду, скорее всего, обнажатся крупные камни между порожистыми участками, а сами пороги превратятся в сплошной шкуродер. В половодье они представляют из себя простые перекаты с маленькими валами и струей по центру реки. Шли сходу со взаимостраховкой с воды. После порога П6 начинает чувствоваться подпор Торосозера. Озеро проточное, поэтому вероятность наткнуться на лед на нем крайне мала. На выходе из озера, реку пересекает трасса «Кола» (Фото 5). Проходя под мостом, нужно быть аккуратным, по берегам и кое-где в воде видна арматура. Путь до выхода из озера занял у нас около часа.
Фото 4 – Один из порогов перед Торосозером

  В 100 метрах за мостом начинается несложная шивера (П7) длинной с полкилометра, ничем не отличающаяся от предыдущих четырех порогов. Далее идут пороги П8 Торос и П9 Болос (2КС), похожие как два брата близнеца. Большое количество воды, вкупе с сильным падением и поворотами, делают их крайне интересными. Валы достигают 0,5 м, при прохождении требуется маневр и уход от несильных прижимов. Различить на местности эти пороги один от другого довольно сложно – их разделяет небольшой (метров 50) участок гладкой воды. Суммарная длина порога около 3 км, заканчивается порожистый участок около впадения Болос ручья. Пороги шли сходу, с постоянными заходами в суводь для страховки и проведения фото и видео съемки. Данные пороги являются отличным местом, где можно потренироваться сходу со струи и чалки в суводях под берегами.
Фото 5 – Мост в деревне Торосозеро

Общее время в пути до Болос ручья с учетом фото и видео съемки составило один час. Далее на реке начинается довольно продолжительный участок (около 15 км) гладкой воды.
Фото 6 – Торос порог. Байдарка – 2
Фото 7 – Болос порог. Каяк


Деревня Ковера с воды не видна, о наличии неподалеку деревни указывают лишь столики на берегу реки и деревянные лодки. В 4 часа вечера встали на полудневку на небольшой «полочке» правого берега, свободной от снега и довольно сухой. Стоит отметить, что со стоянками на этом участке реки довольно-таки плохо. И найти место для большой группы будет проблематично. На стоянке поразила окружающая тишина, не было слышно ни ветра, ни реки, ни птиц, в ушах практически звенело.

День 3 (27 апреля)
  Низкие облака, затянувшие все небо, не добавляли нам энтузиазма в сборах, поэтому на воде мы оказались только в четверть первого. За час спокойной гребли дошли до третьего именного порога на реке – Сари-порога (П10). Порог длинный около 1.5 км с двумя поворотами. Препятствие представляет собой, до первого – правого поворота, шиверу с валами до 0,5 м, проход по основной струе. Далее сразу за поворотом участок относительно спокойной воды, где можно зачалиться и перевести дух. Затем шиверный участок около 100 метров и крутой левый поворот с прижимом к правому берегу (Фото 8). Если идти по основной струе, то придется бороться с прижимом, при этом возможен сход с основной струи и уход в суводь под левым берегом. Мы выбрали второй вариант. Первую часть порога шли плотной группой со взаимостраховкой с воды. Вторую часть первым прошел каяк и встал на видеосъемку на левом берегу внизу порога. Байдарки прошли порог парой. Так как нижняя часть порога полностью просматривается и заканчивается плесом, то страховку каяка осуществляли визуально (в случае оверкиля догнали бы сверху порога). Стоит отметить, что особой технической сложности данный порог не представляет, по мощности он схож с другими порогами реки. На правом берегу реки после порога видны остатки деревни.
  Через пару километров после Сари-порога идет безымянная шивера П11, нам она показалась гораздо мощнее. Шли сходу по струе, со взаимостраховкой. Валы достигали 0,7 метров, длина шиверы около 600 метров.
  От начала прохождения Сари-порога до правого притока Улванки дошли чуть меньше, чем за час.
Через полчаса после притока дошли до поселка Каменный ручей, расположенного на правом берегу, на карте данное место обозначено грунтовкой, подходящей к реке. В этом поселке начинается П12 – несложная шивера с валами до 0,3 м плавно перетекающая в П13 – такую же шиверу. Шли сходу со взаимостраховкой.
  На генеральном повороте реки с запада на север встали на ночевку в 15 часов. Дальше идти смысла нет, так как начинается довольно густая населенка, продолжающаяся вплоть до Олонца.
Фото 8 – Нижняя часть Сари-порога. Каяк

День 4 (28 апреля)
На воде оказались довольно-таки рано, около 10 утра. На реке стоял густой туман с видимостью не более 50 метров. Через полчаса гребли дошли до а\м моста трассы «Кола». Здесь имеет смысл заканчивать сплав по реке Олонка, если нет цели дойти до Ладожского озера. Так дальше препятствий на реке нет. Но так как наш маршрут был заявлен до г. Олонец, и авто было заказано в г. Олонец, мы проплыли еще час под начавшимся дождем и высадились под мостом в городе Олонец на антистапель около 12 часов. В час дня как мы и договаривались приехал транспорт на реку Видлица.

Р. Видлица
 В четыре часа вечера мы доехали до моста через реку Нялма (Фото 9). Около моста есть ровная площадка для стапеля. Выглянуло солнышко и, отстапелившись за 2,5 часа, мы начали сплав. Под мостом на реке Нялма есть порог, представляет собой сужение реки с пологим сливом под мостом ~0.4 метра и выходная шивера с валами до 0.3 метров (Фото 10). Мы данный порог не проходили, так как пришлось бы заносить суда выше моста по течению. Удобный спуск на воду расположен в метрах 30 ниже по течению. Хорошей стоянки рядом с мостом нет, поэтому при планировании маршрута не рекомендуем рассчитывать на ночевку здесь. Берега реки Нялма сильно заболочены, стоянок нет. Течения на реке практически нет, чувствуется сильный подпор озера. На данном участке реки отсутствуют препятствия. Выйдя в озеро необходимо идти вдоль берега в губу Алалехен. Около устья реки озеро было вскрывшееся ото льда, но через 2 км, около острова Корбисари, начались ледяные поля (Фото 11). Благо лед был игольчатый и не очень толстый, и легко пробивался веслами. Однако, данное обстоятельство все равно сильно снизило нашу скорость передвижения.
Фото 9 – Автомобильный мост через реку Нялма.
Фото 10 – Порог под мостом через реку Нялма.

Стало понятно, что озеро нам сегодня не преодолеть, и было принято решение искать ближайшую возможную стоянку. Это осложнялось тем, что берега у озера были во льду. Стоит отметить, что на всем пути по озеру из приличных мест стоянки нам встретилось только поле на месте бывшей деревни Кодасельга. В остальных местах берега озера либо сильно заболочены, либо представляют из себя нагромождения камней с небольшими участками между ними, где можно поставить палатку. Мы остановились на полуострове в урочище Корбинаволок на северном его берегу около 8 часов вечера.
Фото 11 – Ледяные поля на оз. Ведлозеро

День 5 (29 Апреля)
  Ночью на озере поднялся ветер и к утру нас ожидал не очень приятный сюрприз, весь лед с озера сдуло к нашему берегу. В связи с этим обстоятельством первое, что нам пришлось делать, перед тем как спускать лодки – пробивать полынью (Фото 12). На воду встали около половины двенадцатого утра и метров 400 усиленно изображали из себя ледоколы (Фото 13). Не утихающий ветер постоянно смыкал за лодкой льдины и идти кильватерной колонной по открытой воде не получалось.
Фото 12 – Пробиваем полынью для спуска лодок
Фото 13 – Пробиваемся через лед к открытой воде

  Однако сильный ветер сделал свое дело, и пройдя участок прибитого к берегу льда, мы оказались на открытой воде, льда на которой мы не встретили до истока реки Видлица. Вплоть до горла губы Алалехен на озере была довольно высокая кормовая волна, которая закончилась, когда мы достигли безымянного острова, расположенного на входе в губу, что заняло у нас около 1 часа.
  Вход в реку плохо виден с воды, даже сложилось впечатление, что мы зашли куда-то не туда, хотя по карте это было исключено. Истока Видлицы мы достигли в 13:15. На выходе из озера находятся остатки плотины П1 (2КС). Русло делится на 3 основные протоки, между остатками опор плотины перекинуты бревна в качестве моста. В нашу воду свободный проход был только в правой протоке, хотя основная масса воды уходит в центральный пролет. Сразу после прохождения пролета необходимо уйти в центр русла, иначе выбросит на отмель у правого берега. Дальше 100 метров несложной шиверы. Шли сходу со взаимостраховкой с воды. Далее около 20 минут идут несложные перекаты, в нашу воду все камни залиты водой. Через сорок пять минут дошли до П2 – п. Палакоски (2КС), почему-то в некоторых лоциях он назван Кивенпада, хотя приток Кивиоя, впадает после П5. Порог представляет собой в нашу воду 200 метров залитой заходной шиверы с большим количеством обливников в русле. В конце порога падение увеличивается и образуются валы до 0,5 метров. ВНИМАНИЕ! В конце порога необходимо идти под правым берегом, под левым – слив между клыками – однозначно поломанное судно. Выход из порога с воды не читается. Мы встали после заходной шиверы на обед и сбегали посмотреть, что там впереди. Крайне рекомендуем хотя бы беглый осмотр второй части порога с левого берега. В малую воду выход из порога возможно не проходим для каркасных судов. Первую часть порога шли по основной струе, в конце уходили под правый берег. Шли плотной группой со взаимостраховкой.
  Пороги П3 и П4 представляют собой несложные мелководные шиверы, линия движения читается с воды.  Шли сходу с взаимостраховкой.
  Через 10 минут после окончания П4 начинается порог П5 Кивенпада (3КС), осмотр по правому берегу. Порог представляет собой 150 метров заходной шиверы с большим количеством обливников, проход между которыми читается с воды. Затем река делится островом на 2 основные протоки, для каркасных судов проходима только правая (Фото 14), в левой – мелководный слив по камням. Вход в правую протоку с воды читается плохо и становится понятно, куда идти только в последний момент. На входе в правую протоку расположен довольно пологий слив (около 1 м) с двумя косыми валами за ним. Затем река делает крутой левый поворот и образуется прижим к правому берегу, под которым расположена бочка. Струя после слива несет прямо в нее. Оверкиль в бочке крайне нежелателен, так как велика вероятность встретиться головой с обливником под самым берегом. За бочкой 50 метров несложной шиверы и быстроток. Страховка возможна как с левого берега, так и с воды после шиверы. Мы шли данный порог поэкипажно (Фото 15-16) с осуществлением страховки первого судна с берега, а последующих с воды.
Фото 14 – Правая протока п. Кивенпада
Фото 15 – Байдарка – 1 в сливе порога Кивенпада
Фото 16 – Байдарка – 2 в бочке порога Кивенпада

  Во время прохождения порога, усилился дождь, не прекращавшийся целый день, и послышались раскаты грома. За порогом большое количество прекрасных стоянок на обоих берегах. Мы встали на ночевку в 18:45 на левом берегу.

День 6 (30 апреля)
  На воде были в 11:30. До оз. Кинеярви чуть больше часа гребли без каких бы то ни было препятствий. Вообще в верховьях Видлицы на плесах вода практически стоячая, сказываются низкие заболоченные берега. По лоциям предыдущих лет на оз. Кинеярви много хороших стоянок, однако нам это проверить было не суждено – все озеро покрыто крепким льдом. Через час после озера порог П6 Шаллункоски (2КС). Препятствие представляет собой двухступенчатую крутопадающую шиверу. Длина первой ступени около 150 метров, затем короткий участок быстротока и вторая ступень длиной около 200 метров. Валы в нашу воду достигали 0,6-0,7 метров. Порог несложный, все просматривается с воды. Шли сходу по струе с интервалом 15-20 метров для обеспечения взаимостраховки с воды.
  Далее до П7 около 1 часа гребли. На этом участке реки в нашу воды встретилось несколько несложных шивер, линия движения в которых читалась с воды. Все щиверы мелководны с большим количеством камней и топляков. Для нас эти шиверы были небольшим сюрпризом, так как ни в одной из лоций о них не сказано ни слова. По началу мы их даже приняли за именные пороги, отмеченные на карте. Эти шиверы прошли сходу, встав за одной из них на обед.
  Не доходя до П7, где на карте обозначен зимник пересекающий реку, появился мост, в нашу воду он находился на уровне воды, с воды читается как бревно лежащее поперек реки (Фото 17). Нам показалось, что по правому берегу реки лодки перекинуть удобнее, что мы и сделали.
Фото 17 – Мост на зимнике

  До порога П7 Сгордикоска (2КС) от моста около 30 минут. Ориентир порога – дома на правом берегу реки. Несложная шивера, прошли сходу с взаимостраховкой.
  До порога П8 Гимакоска (2КС) около 10 минут. Порог представляет собой заходную шиверу длиной около 100 метров, далее река делится островом на две протоки. Метров за 20 до острова по центру русла гряда обливников. В нашу воду с воды она плохо читалась, что и привело к погнутому от удара кильсону байдарки – 1. Наиболее выгодная линия движения в пороге по левому краю струи. Левая протока более полноводная, в конце ее – правый порот с несильным прижимом. Осмотр порога лучше осуществлять по правому берегу. Порог прошли сначала две байдарки с взаимостраховкой, Андрей Викторович осуществлял видео. Последним прошел каяк, страховка осуществлялась с воды.
  Слив из озера, обозначенный на карте, затерян в болотистых берегах. Идентифицировать его мы смогли только дойдя до порога П9 Синамус (2КС). Порог расположен на извилистом участке реки и, хотя ничего сложного не представляет, крайне рекомендуется осмотр порога по правому берегу. Река на данном участке довольно узкая и один берег высокий, второй подболоченный, возможно появление упавших деревьев в русле. Порог начинается с длинного около 150 метров участка быстротока, затем падение увеличивается и появляются стоячие валы высотой до 0,7 метров (фото 18, 19). После быстротока идет левый, а затем практически сразу правый поворот. Необходимо придерживаться основной струи. Общая длина порога около 700 метров. Экипаж первой байдарки зачалился посреди порога для смены фото и видео операторов, его страховали с берега. Вторая байдарка и каяк шли парой со взаимостраховкой.
Фото 18 – Байдарка – 1 в пороге Синамус.
Фото 19 – Каяк в пороге Синамус

  Через 300 метров после окончания порога П9 начинается порог П10 Пярзамус (2КС) (Фото 20), короткий порог длиной около 150 метров с большим падением. На входе островок, основная масса воды проходит слева от него. Порог представляет собой крутопадающую шиверу с валами до 1 м. Осмотр возможен по левому берегу.  Мы шли его со взаимостраховкой двумя судами, байдарка-1 и каяк, по струе, поскольку все читается с воды. Байдарка-2 шла позднее для фотосьемки. На выходе из порога крайне кусачая струя, нужно быть аккуратным при уходе с нее. Экипаж второй байдарки расслабился после порога, недостаточно накренил судно и лег на сходе со струи. Быстро проведя спасработы силами экипажа байдарки-1 и отлив лодку у левого берега, мы переправились на мыс правого берега, где и встали на стоянку.
Фото 20 – Байдарка – 2 в пороге Пярзамус

День 7 (1 мая)
  Накануне вечером был проведен соцопрос населения на тему: есть ли желание увидеть Ладожское озеро? И по многочисленным просьбам желающих (за высказались все кроме Андрея Викторовича, в прошлом году объевшего всю Ладогу и заявившего: «мол озеро, как озеро, чего я там не видел») было решено рвануть на следующий день до Ладоги и переночевать на его берегу. В связи с этим обстоятельством, подъем получился ранним, а сборы быстрыми (мотивация, однако) и в 10 утра мы уже были на воде. Через 30 минут после старта дошли до препятствия П11 Зуб-порог (Хаммакоски) (2КС) (Фото 21). Порог находится ниже шпильки реки, показанной на карте, ориентир – скальный выход левого берега. Осмотр порога по правому берегу. Там же возможно выставить страховку: под правым берегом есть прекрасная суводь посреди порога. Сам порог несложный и мало чем отличается от всех предыдущих порогов на Видлице: мощная и чистая струя в сужении реки с большим падением. Первый экипаж страховали с берега, после чего он встал на страховку с воды в суводи у правого берега. Затем шли вторая байдарка и каяк парой до конца порога. Валы в пороге достигают 0,7 метра. В итоге на съемку фото и видео и прохождение порога было потрачено 20 минут. Осмотр порога крайне желателен, так как по весне в половодье могут появиться в русле упавшие деревья. После порога на реке наконец-то появляется ощутимое течение на плесах.
  Примерно через полчаса дошли до прекрасного ориентира – а/м моста (Фото 22) в деревне Большие Горы. Еще через полчаса гребли дошли препятствия П12 – несложной шиверы длиной около 250 метров, шли сходу по струе со взаимостраховкой. Сразу за ней П13 – порог Риккин (2КС), длина порога около 300 метров, все просматривается с воды, шли сходу по струе со взаимостраховкой. Высота валов до 1 метра.
  Далее река начинает петлять, на карте этот участок выглядит гораздо более неприятным, чем есть на самом деле.
Фото 21 – Байдарка – 2 в пороге Хаммакоски
Фото 22 – Мост в д. Большие Горы

  Почти все петли спрямлены и в большинстве из них лед еще не растаял. Минут через 40 добрались до П14 – порога Питкоски (2КС). Порог длинною около километра. Просмотр порога труден и малоэффективен. С воды возможен просмотр только участка длиной около 300 метров до первого левого поворота. Сразу за левым поворотом идет правый, затем выходная шивера. Шли сходу по струе, постоянно готовые причалить для осмотра участка впереди. В пороге довольно сильные прижимы и валы до 1 метра.
  В какой-то момент уклон реки возрастает, и река превращается в сплошную несложную шиверу с невысокими валами и большим количетвом прижимов на поворотах. По нашим прикидкам, это начинается примерно за пару километров до П15 – деревянного моста (Фото 23) с пологим сливом под ним. За мостом еще около 500 метров шиверы. Около моста мы были в половину второго и встали на перекус на правом высоком берегу реки.
Фото 23 – Деревянный мост П15
  Передохнув, через час двинулись дальше. Вплоть до П16 – на реке участок с сильным течением. П16 – несложная шивера, шли сходу со взаимостраховкой. Длина препятствия около 300 метров. Далее вплоть до поселка Гавриловка шиверный участок, неотмеченный в лоциях. Общая сложность 2 кс. При прохождении требуется маневр в русле большое количество камней. В деревне Гавриловка мы были около 16 часов. Отсюда до Ладоги около 1,5 часов гребли. Река успокаивается, но течение все равно ощутимо. В принципе, можно закончить маршрут в д. Видлицы и уехать отсюда либо на автобусе до Лодейного поля (автобус ходит 1 раз в день) либо на предварительно заказанной машине. С августа 2014 года пассажирское сообщение Пяткеранта – Лодейное поле закрыто. Мы же вышли в Ладожское озеро (Фото 24) и пройдя около 1,5 км направо вдоль берега встали на ночевку около 18:30 в прекрасном, живописнейшем сосновом бору (Фото 25).
Фото 24 – Устье р. Видлица
Фото 25 – Берег  Ладожского озера

От места нашей стоянки около 1,5 км по грунтовке до старой ж/д станции в д. Видлицы. Вечером собрали судна и сложили все вещи под тенты палаток, во избежание соблазна местных жителей. Ночью пошел противный затяжной дождь.

День 8 (2 мая)
  Утром около 11 часов на станции нас ждала машина до Лодейного поля. Машина без проблем доехала до берега озера и, погрузившись, мы отправились в Лодейное поле в предвкушении бани. Однако нашим мечтам суждено было сбыться в несколько необычной форме. Общественная баня в Лодейном поле оказалась закрыта на майские праздники и мы, спросив у родной милиции на вокзале адреса местных саун, отправились их искать. В итоге долгих мытарств один из таксистов подсказал нам, что в городе есть спортивно-оздоровительный бассейн с сауной, куда мы в итоге и попали. Расположен бассейн на ул. Коммунаров д.3, работает до 19:00 без выходных. Правда на лето закрывается на ремонт и техобслуживание. Чистые и довольные дождались поезда, который прибыл в Москву 3-го мая в 11:50.

 Выводы и рекомендации
  Группа совершила поход по рр. Олонка и Видлица. Уровень воды в реках – паводковый. При таком уровне воды все препятствия на реках проходимы и не представляют большой сложности для подготовленных групп.
2-3 года назад местные жители (рыбаки) построили мост практически в устье реки Пекки. В высокую воду требует обноса.
  Р. Олонка является отличной «разминочно-тренировочной» рекой для групп с опытом 1 кс. Пороги на реке однотипны и не требуют сложных маневров, все проходятся сходу по струе. Однако река учит вести себя на струе и совершать на ней маневры.
  Несмотря на то, что пороги реки Видлица просты и однообразны, они являются довольно мощными в половодье и требуют для прохождения работы всего экипажа. Эта река и для более опытных групп не покажется скучной.
  В малую воду при прохождении данных рек крайне велика вероятность постоянной проводки в верховьях. Поэтому стоит рекомендовать данные реки, как отличную альтернативу традиционной майской Мсте. Однако стоит отметить высокую вероятность не начавшегося ледохода на Ведлозере.
  При прохождении маршрута стоит закладывать по сравнению с нашим прохождением еще один день на реку Видлица для снижения напряженности на маршруте, а так же исправления возможных поломок судов.

Опубликована: 18.05.2016