Весло-альпеншток своими руками

На пеше-водных маршрутах в горной местности часто требуется и альпеншток для самостраховки, и катамаранное весло для сплава.
Явно нерационально тащить на себе и то, и другое. А вот совместить их функции в одной конструкции вполне возможно.
Считаю, что подобная идея нашими туристами уже не раз была реализована. Но такой информации я в Интернете не нашел. Потому и выкладываю здесь описание наших решений.

Материалы для изготовления легко доступны. Например, мы почти все детали закупили в Леруа Мерлен.
Для сборки одного весла-альпенштока потребуется:
1.  Труба алюминиевая 30х1 мм (продается длиной 2 метра в ЛМ);
2.  Дюралюминий Д16Т листовой 1 мм (мы использовали готовые лопасти от тайменевского весла);
3.  Скоба двухлапковая 31-32 мм – 3 шт.;
4.  Болт М5х10 мм – 6 шт.;
5.  Гайка самоконтрящаяся М5 – 6 шт.;
6.  Шайба кузовная 5 мм – 12 шт.;
7.  Резина листовая (мы использовали толщиной 3 мм);
8.  Болт М8х70 – 1 шт.;
9.  Гайка самоконтрящаяся М8 – 1 шт.;
10. Шайба кузовная 8 мм – 3 шт.;
11. Шайба кузовная 10 мм – 1 шт.;
12. Гайка М8 – 2 шт (контргайки при обжиме резины);
13. Т-образная вставка на ручку весла.
14. Термоусадочная трубка 40/20 мм (на шафт) – 1 п.м.;
15. Термоусадочная трубка 12/6 мм (на скобы) – 0,25 п.м.


Процесс изготовления.
1. Для шафта весла берем трубу алюминиевую АД31 диаметром 30 мм со стенкой 1 мм. Её вполне достаточно для сплавов по рекам невысоких категорий. На высокие категории лучше поискать уже дюраль Д16Т. Обрезаем трубу под длину удобного нам весла. Например, 160 см.


2. Изготавливаем узел штычка альпенштока.
Сначала вырезаем несколько резиновых шайб диаметром около 30-32 мм, сверлим в середине отверстия 8 мм.
Затем надеваем шайбы на болт М8 и обтачиваем их на наждаке до диаметра около 28 мм.
Обтачиваем так, чтобы можно было хоть и плотно, но от руки вставить всю резино-металлическую конструкцию внутрь трубы.
Подробнее о конструкции узла.
Болт М8х70.
Шайбы кузовные 8 мм (3 шт.) имеют наружный диаметр 25 мм и входят в трубу.
Шайба кузовная 10 мм имеет наружный диаметр 30 мм. Защищает торец трубы. Можно обойтись без этой шайбы, но тогда торец трубы будет сминаться при ударах о камни.
Резина листовая общей толщиной 30 мм.  При сжатии между кузовными шайбами резина распирается в стенку трубы. При этом сдвинуть штычок с места человеку уже не под силу.
Гайка самоконтрящаяся М8 не откручивается во время эксплуатации.
Две обычные гайки М8, законтренные друг на друга, образуют временную головку болта для закручивания самоконтрящейся гайки.
Резину стягиваем до возникновения на гаечных ключах усилия, обычного для болтового соединения М8.

3. На второй конец трубы устанавливаем готовую ручку для весла.
Например, приобретенную в Вольном ветре. Или снятую с лопаты, ранее купленной в Леруа Мерлен. Фиксируем ручку к трубе коротким саморезом.

4. Готовим лопасть из дюралюминия Д16Т толщиной 1 мм. Размеры лопасти в районе 45х20 см. Самостоятельно вырезать её ножницами по металлу весьма трудоемкий процесс. Проще на каком-нибудь строительном рынке найти мастерскую по изготовлению различных деталей из оцинковки. Там, как правило, имеются гильотинные ножницы.
Мы же использовали готовые лопасти от тайменевских байдарочных весел.
Размечаем места установки двухлапковых скоб и сверлим в лопасти отверстия под их крепление.
Производим предварительную сборку.
Размечаем места установки термоусадочных трубок на трубу с учетом хвата, как под весло, так и как под альпеншток.

5. Устанавливаем термоусадочные трубки (можно использовать изоленту).
Трубу альпенштока под скобой также обязательно покрываем термоусадкой. Это предотвращает проворачивание лопасти.


6. Ищем два легких гаечных ключа 8 мм на маршрут. Вполне достаточно ключей, штампованных из листовой стали.
Их можно найти на Алиэкспресс. У нас же они остались от набора для сборки какой-то мебели. Вес одного ключа всего 11 грамм.
Ключи лучше брать накидные, с замкнутым шестигранником. Можно и рожковые, но тогда стоит их заранее проверить на надежность.

 
Результат работы (фото кликабельно).

Подводя итоги:
1. Альпенштоки мы специально сделали однотрубными, а не составными. Так получается надежнее и легче. Перевезти их в поезде или на автотранспорте можно без проблем. А что касается авиаперевозок, то сейчас все отечественные авиакомпании дают ограничение габаритов в 203 см по сумме трех измерений. Соответственно, группа, собрав все альпенштоки в одно место, всегда сможет перераспределить свой багаж так, чтобы каждый уложился в габаритные нормы.
2. Весла получились весом в среднем около 905 грамм. Что фактически совпадает с весом весел ТНР 505.2 той же длины.
3. Труба-шафт у весел полая и герметичная. Весла в сборе имеют положительную плавучесть.
4. Вес получившихся альпенштоков около 600 гр. Конечно, не самые легкие, но они существенно легче деревянных посохов.
5. Конструкция крепления штычка очень надежная. В тоже время, крепление разборное и стертый на маршруте болт легко и быстро меняется после похода.
6. Минусом конструкции является необходимость иметь на маршруте два гаечных ключика на 8 мм для превращения весла в альпеншток и наоборот.
 
И напоследок.
Считаю полезным прочтение этой информации - https://trekstory.livejournal.com/12576.html

Опубликована: 09.03.2021