По Сербии на велосипеде, часть1 "Вдоль Дуная"

Велопоход 1 к.с., апрель-май 2013 года


Технический отчет можно скачать здесь -  http://vmtv.ru/downloads/1/1/


Велосипеды в Москве мы упаковали с расчетом на небольшой размер Олиной машины. Колеса сняли. Сами рамы небольшие по размеру, сунули их в коробки из-под велосипедов. Туда же определили всякое туристское барахло: палатку, спальники, коврики…


По прилету просто вынули все из коробок и переложили в  машину.Провоз велосипедов заявили официально, в Шереметьево приготовились к оплате….


Однако, по какой-то причине плату с нас не взяли (в отличие от обратного пути). Получился своеобразный подарок от  JAT на мой день рождения   Белград нас встретил температурой + 26 *С.  После +9 в Москве, мы с большим удовольствием всем телом, кожей впитывали такое тепло.  


Так же «в теплой, дружественной обстановке» и как-то незаметно пролетело время переезда в Голубац.
Там Оля определила нас в гостиницу, дала наставления по действиям в разных ситуациях и покинула нас, отправив в самостоятельное «плавание».  Но наутро позвонила, поинтересовалась, все ли у нас в порядке…  
Еще раз спасибо тебе, Оля, за заботу и участие!
Перед сном героически приняли холодный душ.  Про отсутствие централизованного теплоснабжения мы не знали, электрокотел  был скрыт декоративной зашивкой, а на лишний выключатель на входе в ванную комнату мы просто не обратили внимание.  Позже, в других гостиницах уже так не ошибались.
Номер в гостинице нам достался с видом на Дунай. Об этом мы узнали еще до семи часов утра, когда были разбужены громкими голосами с улицы. Это рабочие приступали к облагораживанию набережной как раз напротив наших окон.
Не дожидаясь завтрака от гостиницы, приступили к тестированию Олиного подарка (баллонов) в связке с переходником.  Тест прошел удачно, и уже через пару минут мы пили кофе на балконе.
Там же, на свежем воздухе, и собирали велосипеды.




Голубацкая крепость


На подъезде к крепости увидели, как через её главные ворота аккуратно протискивалась фура. Вот бы посмотреть на этот процесс изнутри! Например, из окна двухэтажного автобуса.
Подобной крепости мы раньше не встречали. Маленькая по площади, с высокими и мощными башнями и стенами. Чем-то похожа на замок. Но в отличие от замка, она не защищала жизнь и имущество одного вельможи. Просто запирала вход-выход в Джердапское ущелье.





По этому фортификационному сооружению мы с супругой полазили как дети, спускались к воде внутри водозаборной башни. А вот к самым верхним, на скале, башням не рискнули отправиться. Тропинок там нет, все заросло кустами. Сколько времени потратишь на то, чтобы добраться до них – неизвестно.





У крепости встретили группу молодых людей из России, они на майские праздники решили ударить автопробегом по Балканам.  


Джердапское ущелье.
Крепость позади. Едем, осматриваем окрестности: скалы, нависающие над дорогой, туннели,  ветряки на румынской стороне, реку.



Туннелей на участке от Голубац до Кладово около двух десятков. Разной длины, от 30 до почти 400 метров. О длине каждого предупреждает соответствующий стенд перед въездом.  Короткие прямые туннели мы проезжали без подготовки. А перед туннелями свыше 100 м включали передние белые и задние красные мигающие габаритные огни , предупреждая водителей о нашем присутствии. Еще приходилось включать съемные фонарики-фары для освещения дороги. Без них было бы туго, глаза очень медленно привыкают к темноте после яркого солнечного света.




Сам Дунай поначалу вызывал некоторое разочарование.  Илистые берега, коричневая, насыщенная глиной вода, невысокие холмы по берегам.



Ситуация кардинальным образом изменилась, когда мы добрались до теснин. Берега оделись в камень, река сжалась скалами, в воде стало отражаться небо.
Только ради того, чтобы увидеть такую панораму, стоит съездить в этот район Сербии!



  Лепенски Вир
О том, что в велопоходе необходимо постоянно иметь запас воды, мы, конечно, знали. И, вроде бы, на старте об этом позаботились. Взяли по два литра на каждого. Как оказалось, этого было явно недостаточно.  Поэтому, когда мы добрались до Лепенски Вира, то первым делом направились к палатке, торгующей напитками.
Никогда бы не подумал, что мы с супругой можем вдвоем «уговорить» полторашку газированной минералки буквально за пять минут!
Лепенски Вир – музейная экспозиция, развернутая на месте археологических раскопок древнего поселения рыбаков и охотников. Самый нижний культурный слой поселения ученые относят к примерно пятому-шестому тысячелетию до н.э.  




  В этом слое «выявлены остатки около 20 столбовых домов, трапециевидных в плане (площадь от 5,5 до 30 м2), с основаниями, слегка углублёнными в землю (полы обмазаны известью с тонкой лощёной красной или белой поверхностью). Внутри домов очаги, обложенные камнями; возле них найдены каменные скульптурные изображения людей и рыб. В ряде домов у очагов, в неглубоких ямах, обнаружены погребения людей. Население Л.-В. занималось рыболовством и охотой на благородного оленя. Из домашних животных была известна лишь собака. Орудия делались из камня, кремня, кости.»
  Образец дома древнего человека, фактически шалаш, смонтирован на площадке рядом со зданием экспозиции. По какой-то традиции на пол этого шалаша посетители набросали монет и мелких купюр.



Под куполом также расположен зал с экспонатами, обнаруженными при раскопках: орудия труда, украшения, всякие идолы, человеческие останки. Установлены несколько компьютеров с интерактивной панорамой этого поселения в «интерьерах» того времени.




Лепенски Вир – весьма посещаемое место. Только за полтора часа нашего пребывания туда прибыло четыре двухэтажных экскурсионных автобуса. Я уже не говорю о тех, кто приезжал сюда частным порядком, на своей машине. Парковка явно не пустовала.
Естественно, для удовлетворения потребностей такого количества людей здесь развернут мелкий бизнес: палатки с напитками, мороженым, сувенирами, кафана.
Тут же, в кафане, мы впервые попробовали чорбу, плескавицу, овощной салат с местными приправами. Вкусно и порции просто огромные.   Одну плескавицу мы просто не стали есть, забрали с собой.  Однако нас это не спасло, педали после такого переедания крутить было ох как тяжело! 


Траянова доска и памятник Децебалу


В одном из расширений Джердапского ущелья есть интересный монумент. В прибрежной скале румынского берега вырублен барельеф легендарного царя даков  Децебала.  
Цитата: «Царь дакиев Децебал славился частыми набегами на Римскую Империю. Считается, что куда более известный Спартак был родом из Дакии, теперь Вы знаете, какими упрямыми были эти люди! Историк Иосиф Константин Драган потратил на создание скульптуры более миллиона долларов. Над ней трудились двенадцать скульпторов, и после десяти лет напряженной работы статуя была завершена в 2004 году. Она стоит напротив мемориальной доски в честь римских побед над даками, которой почти две тысячи лет».
Имеется в виду так называемая Trajanova tabla, высеченная из камня на  нынешнем сербском берегу в честь окончания строительства римской дороги вдоль Джердапского ущелья.
Эта дорога строилась в плане подготовки войны с даками, была завершена (и «табла» высечена) еще до завоевания Дакии. Так что приведенная выше цитата не совсем точна.
Но все равно, какое противостояние!?  Почти через две тысячи лет!  И чем так умудрились  насолить историку и бизнесмену Драгану древние римляне?



Подробнее о противостоянии Траяна и Децебала здесь -  http://otvet.mail.ru/question/26213755

Римская дорога до конца девятнадцатого века была единственным в ущелье путем вдоль Дуная.  И была она довольно узкой. Средняя её ширина составляла 1,3 – 1,5 метра.  Эту дорогу затопили при строительстве Джердапской ГЭС, а Trajanova tabla была вырезана из скалы и поднята вверх до нынешнего уреза воды. 


Сейчас Trajanova tabla видна только с воды.  От попытки пробраться к нынешнему её расположению мы отказались сразу, так как прямой спуск от дороги возможен только с применением веревочной страховки.
Зато с румынского берега сюда с завидной регулярностью сновали экскурсионные моторные лодки.
В целом о Национальном парке «Джердап» - интерактивные страницы по адресу   http://via.net.au/Tourism/NPDjedrap/Tour.htm 




Ниже на фотографиях участок старой римской дороги до затопления и процесс подъема Траяновой таблы на новое место.





Джердапское ущелье действительно интересное место, как в познавательном плане, так и с точки зрения красоты окружающей природы. И оно несколько отличается от остальной Сербии. Недаром же ему присвоили статус национального природного парка.
И еще, на машине некоторые детали и места с хорошими видами можно просто проскочить, не заметив
Так на то, что цветы растут практически на голых камнях, автомобилист просто не обратит внимание.



На машине вряд ли успеешь заметить невзрачную скамейку под цветущим деревом. А вид оттуда куда как выигрышнее, чем с дороги



В этом плане на велосипеде лучше.
Правда, российские велосипедисты эти места не балуют, предпочитают западную Сербию и Черногорию. В отличии от самих сербов и велосипедистов из Европы.
За два дня, что мы провели в ущелье, нам встретились пара на тандеме и одинокий велотурист.
Пара лихо так догнала нас на подъеме. "Хэллоу!", и также лихо ушла вперед.
У одиночки на велосипеде было больше багажа, чем у нас двоих вместе взятых. Кроме того, длинная, сантиметров 30, борода, и такой же длины волосы. Видимо не один месяц едет... Подробнее выяснить не удалось. Он спускался с горки навстречу нам, и желания остановиться у него не оказалось. Похоже, надоело ему отвечать на однотипные расспросы…. Просто обменялись приветствиями.
Косвенным показателем популярности этого маршрута у велосипедистов могут служить указатели, предназначенные именно для велосипедистов.



Мы с супругой на велосипед сели только в прошлом году. Все началось с подарка детей на мой день рождения  (52 года) простого дорожного семискоростного велосипеда.  Пришлось докупать второй для жены.
Реальный велосипедный опыт до Сербии у нас был минимальный. У супруги 38 км, Тучково – Звенигород в прошлом году, и 57 км, Серпухов – Ступино, в этом. У меня всего на сотню больше. 
На Сербию замахнулись лишь только потому, что были уверены в том, что сможем правильно рассчитать свои силы. И вроде бы, сильно в этом не ошиблись.
Об организации нашего похода и о тактике прохождения маршрута я попытаюсь рассказать в отдельном посте чуть позже.
Так что, для велопохода необходимо только Ваше желание и умение держаться в седле. Все остальное  подбирается под свои силы. Поверьте, если Вы способны не меньше часа кататься на велосипеде по парковым дорожкам, то и недельный поход Вам по силам.
Можно так спланировать маршрут, что не придется даже ночевать в палатках. Путешествовать с минимумом багажа, практически налегке. Сербия такую возможность предоставляет – гостиницы,  хостелы имеются чуть ли не в каждом населенном пункте. 


«Улучшайзинг», конечно, не помешал бы…
Однако для путешествия по Сербии типа нашего вполне сгодится велосипед  без  каких-либо доработок. Супруга ехала на велосипеде в той же комплектации, в которой его купили.
Это я на свой велик поставил руль пониже, да взял напрокат у дочки более узкое седло.
Главное, чтобы техника была исправна.  Как раз в поездке Серпухов – Ступино за неделю до Сербии мы и проверяли готовность велосипедов.
А заодно и свои физические возможности.  Как оказалось, 60 км в день по слегка пересеченной местности – это не нагрузка, это просто удовольствие от катания!
Что касается амортизационных вилок. Мое мнение по результатам похода таково: если 90% маршрута проложено по асфальту (как было у нас), то такие вилки не нужны. Да и грунтовые дороги в Сербии весьма высокого качества.
Всё это привожу только с одной целью – показать, что для велопутешествий не требуются ни навороченные велосипеды, ни «крутые» физические кондиции. Необходимо только желание, простые исправные велосипеды и немного здравого смысла при планировании маршрута.


В сторону Кладово
Выкладываю еще несколько фотографий, сделанных в Джердапе.




Начало самого «крутого» подъема дороги в районе Дуная, набор высоты - 170 метров. 





На переломе, дальше только вниз...



В районе селения Tekjia мы завернули в придорожное кафе с говорящим самим за себя названием "Панорама".
Неплохой вид на Дунай, на расположившийся напротив румынский город Orsova.
И что интересно, во время нашего обеда подъехало к этому кафе несколько легковых машин бизнес-класса с румынскими номерами. До Orsova по автотрассе всего полтора десятка километров.
У нас сложилось стойкое впечатление, что это обеспеченные румыны приехали на воскресный обед с видом на родной город.




Кладовски-Град или крепость Фетислам  («защита ислама» в переводе с турецкого)

В Кладово, при покупке автобусного билета в Ниш я «лопухнулся» - купил билеты на 11 часов утра. И хотя покупку сделал достаточно рано, еще в 7.00, четырех оставшихся часов нам не хватило на все запланированные осмотры. Поездку к остаткам Траянова моста через Дунай (всего в 5 км от автостанции) пришлось исключить.
В Кладово основной достопримечательностью города является крепость Фетислам, построенная турками во времена Османской империи (16 век).
В крепости два города — Малый и Большой. Малый город построен в 1524 году турецким султаном Сулейманом Великим и служил базой для походов турок в Центральную Европу.  Большой город был построен вокруг Малого в период между 1717 и 1739 годами.
Сейчас в Большом городе футбольный стадион и зона отдыха. Как раз во время нашего пребывания в Кладово там проводился футбольный турнир среди детей. И похоже, все мальчишки города были в это время там.
Во время строительства ГЭС «Джердап-2» крепость была частично подтоплена, поэтому можно наблюдать интересные картинки: строение 18 века изящно встроено в бетонное укрепление берегового откоса, в башне бойницы на уровне воды, крепостной ров и стена уходят под воду.





По крепостному рву можно кататься на велосипеде. А еще, там живут черепахи.




Малый город основательно разрушен




Часть Малого города во времена Югославии, а возможно, и позже, использовалась как летний театр с Дунаем в качестве декорации. Сейчас все поросло травой.




Продолжение здесь -  http://vmtv.ru/articles/2/3/


Опубликована: 07.10.2014